Опубликовал: Валерий Павлов 12 Февраль 2018. Опубликовано в Новости сайтов
Второго февраля Верховный лама Калмыкии, Почётный представитель Далай-ламыв России, Монголии, странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче посетил Калмыцкую телерадиокомпанию, где встретился с руководством учреждения, а затемв студии записал телеинтервью (запись передачи «Актуальное интервью» представлена на нашем сайте в видеорубрике «Центральный хурул РК»).
На встрече досточтимого Тэло Тулку Ринпоче с директором телерадиокомпании «Калмыкия» Михаилом Ткачёвым стороны договорились о взаимном сотрудничестве. В частности, было решено на регулярной основе организовывать радиопередачи с участием представителей Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Со стороныШаджин-ламыв беседе также принимали участие его помощник, министр культуры и туризма РК Хонгр Эльбиков и администратор главного буддийского храма республики Санан-гелюнг (Санан Матвенов).
Во время записи телепередачи «Актуальное интервью» досточтимый Тэло Тулку Ринпоче ответил на вопросы ведущего программы Мергена Бевинова. Отвечая на первый вопрос, Шаджин-лама Калмыкии рассказал о том, какие мероприятия будут проводиться в Центральном хуруле республики в дни празднования Цаган Сар.
Он отметил, что любой буддийский праздник для монаха, священнослужителя — это большая ответственность, серьёзная работа. «Мы призываем удачу, благополучие, счастье для людей через молитвы, медитации, добрые дела. Это важно для народа. В день празднования Цаган Сар, 16 февраля,в Центральном хуруле будет проведено много ритуалов, а во второй половине дня по традиции наших монахов приглашают провести праздничные молебны различные организации, поступают такие предложения и из районовреспублики»,— сказал Тэло Тулку Ринпоче.
Отвечая на вопрос, какие советы, рекомендации Шаджин-ламамог бы дать мирянам, верующим на наступивший год, он сказал: «О чем говорит наше буддийское учение? О том, чтобы практиковать доброе сердце, если говорить вкратце. Человек должен совершать добрые поступки, быть хорошим, добропорядочным членом общества. Человек должен быть настроен на будущее, стремиться двигаться вперед. Надо всегда думать о будущем.Для этого нужно развивать свой ум, чтобы преуспеть как в материальном, финансовом отношении, так и в духовном плане.
В связи с наступившим новым годом меня часто просят дать астрологический прогноз на этот год. Но яне астролог,а реалист. То, как сложатся ваши дела, исполнятся ли ваши планы, зависит только от вас,от ваших действий, конкретных шагов. Вам надо самим готовиться, продумывать свои действия и работать. Грубо говоря, если ты голоден, то сам должен добывать себе еду. Не надо терять надежду, сомневаться в своих силах. Вы всегда должны быть реалистами».
«У нас большие перспективы, но всегдаи везде есть проблемы,— отметил далее Тэло Тулку Ринпоче.— Когда в 1992 годуя сталво главе буддийской общины Калмыкии, здесь не было хурулов. Был только молельный дом на Лермонтова, 83. А сегодняу насв республике самый большой буддийский храм в Россиии Европе.Мы же тогда не сидели сложа руки и только молились о том, чтобы у нас появился большой хурул, а действовали, думали, анализировали, работали, засучив рукава. Надо веритьв себя:я смогу! Через вдохновение, силы, настойчивость можно достичь многих результатов. Кругом, конечно, немало социальных проблем, но не надоиз-за этого опускать руки, постоянно жаловаться».
На вопрос ведущего: «25 лет назад при Вашем участие началось возрождение буддизма в Калмыкии. Какова сейчас ситуация с развитием буддизма в республике?» — Шаджин лама ответил:
«В прошлом году в республике отметили 25-летие моего служения народу Калмыкии на постуШаджин-ламы.В те юбилейные дни я стал думать, вспоминать, какие трудности были у насза эти годы. Люди, тем более журналисты, спрашивали меня, доволен лия сделаннымза прошедший период. Конечно, я доволен тем, как развивался у нас буддизм все эти годы, сделано действительно немало. Мы вместе всё делали, вместе решали, вместе терпели и страдали, ведь ничего легко не дается. Вместе все мы строили хурулы, субурганы, проводили мероприятия. Очень многих результатов мы достиглив духовном развитии нашего народа, в возрождении буддизма в республике.И люди это понимают, видят, чувствуют».
«В молельный дом на улице Лермонтова, который много лет служил главным буддийским центром для верующих республики, ходили очень мало людей, по нынешним меркам,— продолжил досточтимый Тэло Тулку Ринпоче.— В священный день Зул, самый большой праздник для калмыцкого народа, сюда приходили около 60 человек,и все думали тогда, что это достаточно много. А сейчас, смотрите. Последний Зул отмечался 12 декабря прошлого года, а перед этим в течение нескольких недель, по выходным дням, проводились предпраздничные молебны долголетия, так как на один большой праздничный молебен всех желающих в молельном зале не уместить.И на каждый такой молебен в выходные дни приходило очень много людей».
Верховный лама республики напомнил, что с 2009 года Центральный хурул Калмыкии начал организовывать паломнические поездки на ученияДалай-ламы для россиян в Индию.И с каждым годом количество паломников от нашей республики увеличивалось. «В 2017 году Риге в зале «Сконто», где проводились Учения, было 4000 мест максимум, и подавляющее большинство этих мест занимали 3200 паломниковиз России.Это ужекакой-то результат нашей совместной работы, это показывает, что развитие буддизма у нас идет хорошо,— выразил свое удовлетворение Шаджин-лама. – Сравните. В 2009 году на первых учениях для буддистов России в Индии было около 800 человекиз нашей страны, а в прошлом году, как я уже сказал, – 3200. Это показывает, что развитие действительно есть. Развитию буддизма нет конца, мы всегда будем идти вперед в этом плане».
Досточтимый Тэло Тулку Ринпоче также отметил: «Самый большой результат, которым мы гордимся,—мы смоглиза эти годы обновить и развивать Сангху, монашескую общину Калмыкии. В 1992 году, когда я начинал здесь свою деятельность, у насне было «чистых» монахов, то есть священнослужителей, держащих обеты. Люди ничегоне зналио монашеской дисциплине, не знали толком, что это за звание «гелюнг», а тем более «геше», «ринпоче». Я думаю, теперь многие из мирян знают значения этих терминов, имеют представление об обетах, монашеской дисциплине. Мы старательнои успешно развиваем нашу буддийскую общину. Это и есть наше главное достижение. Другие буддийские регионы по общему количеству монахов вроде как превосходят нас: в Туве – около 120, а в Бурятии – около 240 монахов.Но «чистых» священнослужителей, держащих монашеские обеты, у нихвсе же меньше, чем в Калмыкии.По качеству монахов мы, можно сказать, на первом месте в России».
«Как вы считаете, каковы перспективы развития буддийского образования в Калмыкии?И есть ли уже какие-то конкретные предложения?» — спросил у высокого гостя студии ведущий программы Мерген Бевинов.
«У нас были очень разные идеи, в частности, как обновить учебную систему,— сказал Тэло Тулку Ринпоче.- Если обратиться к истории Калмыкии, то можно вспомнить, что роль буддийских учебных центров у нас раньше выполняли такие монастыри как Чееря-хурул, Хошеутовский хурул и другие. Сегодня трудно открыть такое же количество буддийских школ при хурулах, как это было до Октябрьской революции. Сейчас время уже другое, у людей другие интересы и устремления.Мир меняется, меняются технологии, и мы тоже меняемся. Меняются подходы и методы преподавания в учебной системе. Ещё недавно, 1990-х годах, не было Интернета, социальных сетей, мобильной связи. И мы теперь развиваемся в этом плане, идем наравне со временем.Мы должны быть, как говорил Его Святейшество Далай-лама, буддистами 21-го века. Образование — это очень важно, но когдамы говоримо нем, то должны иметь ввиду не только светское, но и духовное образование. Они должны параллельно развиваться.
Я всегда говорил: буддизм можно разделить на три ипостаси – буддизм как религия, вера, буддизм как философия, буддизм как наука об уме.Мы стремимся развивать буддизм прежде всего как философию. Мы всегда организуем лекции по буддизму для школьных учителей, верующих, молодежи. В прошлом году впервые провели конференцию с участием российских ученых и буддийских монахов. Это очень большой результат. В образовательном плане, думаю, мы развиваемся достаточно хорошо. А создатьу нас целый Буддийский университет, конечно, не так просто. Нужно все подготовить, организовать, разработать и согласовать учебную программу в федеральном Министерстве образования, соблюсти все юридические требования и прочее, прочее. Тем не менеемы стараемся обучать нашу молодежь буддийской философии. В 2016 и 2017 годах наш Центральный хурул реализовал большой проект с крупными призами – дважды провели двухмесячные курсы по основам буддизма и изучению калмыцкого языка. Занятия по буддийской философии вели монахи «Золотой обители Будды Шакьямуни», гелюнги Санан Матвенов и Санал Мукубенов».
Досточтимый Тэло Тулку Ринпоче также ответил на вопрособ издательской деятельности по выпуску буддийской литературы, о реализации различных социальных проектов.
«Уже несколько лет мы тесно работаем с московской организацией – фондом содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет»,— сказал Шаджин-лама.— Фонд выпускает на русском языке книжную серию «Наланда», в рамках которой, по рекомендации Его Святейшества Далай-ламы, публикуются труды наставников древнеиндийского университета Наланды, а такжеих преемников ‒ ученых-философов Тибета, Монголии и других стран, где эта философская традиция получила распространение. В этой серии вышло уже 17–18 книг.На очереди много текстов, которые переводят сейчас».
Тэло Тулку Ринпоче выразил свое искреннее желание, чтобы благодаря таким книгам буддийская философия получала распространение не тольков регионах, где традиционно исповедуют буддизм, но и по всей России: «Потому что буддизм пользуется популярностью прежде всего не как религия, вера, а именно как философия. Интерес к буддийской философии в мире очень большой. Но у нас,в России,не хватает правильной передачи информации о буддизме. Поэтому литература по буддийской философии необходима».
Шаджин-лама также рассказал о социальных проектах, которые реализует благотворительный фонд «Буйн», действующий при Центральном хуруле республики. Эта общественная организация помогает малоимущим семьям, детям-инвалидам. Для детейиз таких семей фонд «Буйн» выделяет одежду, продукты, лекарства, книги, сумки, другие школьные принадлежности. До сегодняшнего дня организация «Буйн» помогла около 200 семьям.До этого благотворительный фонд помогал домам престарелых, больницам и другим социальным учреждениям.
«В Калмыкии, я считаю, наш Центральный хурул играет очень большую роль для общества,— сказал в заключение досточтимый Тэло Тулку Ринпоче.— Когда люди страдают, они начинают искать, кто поможет свыше – бог, высшие силы и т. д.В большинстве случаев люди испытывают духовные проблемы, и они обращаются в храм. Монахи Центрального хурула дают советы, рекомендации, проводят ритуалы и читают молитвы. Но одних обрядов и молитв недостаточно, они не решат всех проблем, с которыми обращаются в храм люди. Но благодаря Буддийскому учению люди становятся спокойными, перестают остро переживать, волноваться, они обретают внутреннее спокойствие и уверенность,а это приводит к улучшению качества их жизни.
В завершение хочу пожелать жителям Калмыкии, чтобы вы никогдане теряли надежду и веру. Когда я говорюв таких случаях «вера», то имею ввиду не религию,а верув себя,в свои возможности. Проблемы есть всегда. Их можно решить через наши надежды, силы, нашу уверенность. Перспективы тоже всегда есть, и онив ваших руках. Если будете правильно действовать, они откроются перед вами, и вас ждет хорошее будущее.
Я часто даю людям такой совет, почерпнутый из текста Шантидевы «Бодхичарья-аватара», в котором большой мастер 9-го века писал: «Если проблему можно решить – зачем переживать? Если проблему вообще невозможно решить – зачем переживать?».
Надеюсь, мы всегда будем развивать буддизм совместными усилиями и желаниями».
Дорджи БАСАЕВ, пресс-секретарь Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»