Печать

В Сарнатхе прошел второй день конференции Ассоциации индийских университетов

Опубликовал: Валерий Павлов 25 Март 2018. Опубликовано в Новости сайтов

Сарнатх, штат Уттар-Прадеш, Индия – 20 марта утром, перед тем, как отправиться на встречу Ассоциации индийских университетов, Его Святейшество Далай-лама побеседовал с преподавателями Центрального института тибетологии. Он рассказал, как 50 лет назад Капила Вацъяян взялась за учреждение их института, желая помочь сохранению тибетской культуры.

  title=По наблюдениям Его Святейшества, по мере того, как люди начинают осознавать недостатки современного образования, растет интерес к древним индийским знаниям. В прошлом широко распространенную традицию применения логики и обоснования, сегодня мы находим только в тибетском буддизме. Кроме того, тибетцы оказались практически единственными наследниками древних индийских знаний об устройстве ума и эмоций.

«Я считаю, что изучение этих дисциплин не должно быть прерогативой лишь монахов и монахинь, эти знания должны стать доступными и мирянам. Однако им непросто предоставить обучение в наших монастырях-университетах. После учреждения Института буддийской диалектики и вашего института мирянам и иностранцам стало проще приобщиться к нашей традиции. Миряне могут, например, ограничить свое внимание школой Срединного пути, объяснениями совершенной мудрости или логики и теории познания. Им не нужно чересчур беспокоиться об изучении правил монашеской дисциплины, предназначенных для посвященных монахов, или высшем знании (абхидхарме), большую часть которого, скажем, наставления по космологии, сегодня едва ли можно отстаивать. Мы могли бы даже предлагать вспомогательные ученые степени отдельно по учениям Срединного пути, совершенству мудрости и логике.

  title=Великие классические буддийские произведения дошли до наших дней на тибетском языке, и нам не нужно учить санскрит или другие языки, чтобы читать их и размышлять над ними. И не стоит забывать, что умение начитывать молитвы на санскрите далеко не так ценно, как умение читать и понимать смысл прочитанного.

Я знаком с одним тибетцем, хорошо знающим Китай, и он говорил, что многие китайские интеллектуалы питают живой интерес к тибетскому языку, поскольку желают изучать буддийскую литературу. Было бы прекрасно, если бы мы помогли им учить наш родной язык. Поскольку китайцам сложно получить визу сюда, быть может, стоит подумать об учреждении центра обучения в Бодхгае. Центральный институт высшей тибетологии может очень помочь в этом начинании».

В конференц-зале профессор П. Б. Шарма поприветствовал всех и каждого. Он попросил своих коллег вице-канцлеров подумать о том, какие ценности, помимо религиозных, можно было бы считать универсальными и актуальными для каждого человека без исключения. Он процитировал слова Его Святейшества, что каруна или сострадание, правдивость и честность – ценности, принадлежащие всем.

  title=Когда Его Святейшество пригласили к микрофону, он ответил, что ему особенно нечего добавить, кроме того, что очень приятно видеть море улыбающихся лиц. Он также с нетерпением ждет, когда другие поделятся своими мыслями и предложениями.

«Одну вещь, однако, я хотел бы вам сказать. Я всегда сплю по девять часов и встаю около трех утра. Затем около трех часов я посвящаю медитациям, главным образом анализируя природу “я” и пытаясь обнаружить, где оно находится.

Я не упоминал вчера, что ученые в ходе экспериментов с участием малышей обнаружили свидетельства в пользу сострадательной основополагающей природы человека. Кроме того, согласно данным научных исследований, постоянный гнев, ненависть и страх разрушают нашу иммунную систему и подрывают здоровье. Душевная теплота, с другой стороны, благотворно сказывается на физическом самочувствии, что поистине дарит надежду. Однажды я видел, как палестинские и еврейские дети дружно играют все вместе в школе Песталоцци в Швейцарии, не ведая опасений и сомнений.

Только оказавшись в стенах современных учебных заведений, дети начинают разделять людей на своих и чужих, таким образом, похоже, образование может заглушить нашу основополагающую человеческую природу. Нам нужно научиться сохранять свое природное сострадание, взращивая и распространяя его на все человечество. Современная жизнь и современное образование вращаются вокруг внешних целей, тогда как покой ума зависит от самого ума».

  title=Геше Лобсанг Тензин Неги, сотрудничающий с Центром сострадания, целостности и светской этики, сделал краткий, но глубокий доклад под названием «Ценность и необходимость светской этики в образовании». Он напомнил о наблюдении Его Святейшества: современное образование, способствуя внешнему комфорту и материальному прогрессу, пренебрегает развитием внутренним. Во Всемирном докладе о счастье отмечается, что важнейшие факторы, предсказывающие психическое здоровье ребенка в будущем, это психическое здоровье его родителей и окружение в начальной и средней школе. В основе когнитивной тренировки сострадания, разработанной под руководством геше Лобсанга Неги, лежит эмоциональный интеллект, понятие, введенное Полом Экманом в ходе его труда над атласом эмоций, впитавшего в себя крупицы знаний из многих древних буддийский источников.

Доктор Джиришвар Мисра, вице-канцлер Международного университета хинди им. Махатмы Ганди в Вардхе, в штате Махараштра сказал, что высшая цель образования – пробуждение. Образование должно отвечать нуждам людей и общества. Он выделил пять столпов, на которых образование должно строиться: компетентность, уважение к человечеству, целостность, социальная ответственность и уважение к обществу, профессиональная ответственность.

По его мнению, развитие этих навыков должно стать неотъемлемой частью школьной и образовательной системы.

  title=Профессор Дипак Бехра из Самбалпурского университета предложил придерживаться более антропологического подхода к образованию. Он добавил, что ведущие работники сферы образования, формирующие умы молодых людей, возможно по небрежности, прививают им желание соперничать и чрезмерное сосредоточение на себе. Молодые люди, чтобы добиться успеха, стараются овладеть профессией, но, когда они, получив образование, не в состоянии найти работу, это порождает лишь гнев и разочарование.

Во время короткой беседы с вице-канцлерами Его Святейшество пояснил, что под эмоциональной гигиеной он подразумевает обуздание разрушительных эмоций в зародыше, до того, как мы утрачиваем над ними контроль. На вопрос, что он думает о неравенстве полов, Его Святейшество ответил, что Будда полагал мужчин и женщин равными и давал посвящения и тем, и другим. Он сравнил продолжающееся неравенство мужчин и женщин с кастовой дискриминацией, пережитком феодального строя. Сегодня, сказал Его Святейшество, мы живем в демократическом мире, где все обладают равными правами.

Его Святейшество подчеркнул, как важно трудиться для взращивания сострадания, и сегодня мы можем это делать с опорой на научные изыскания. Он также пояснил, что природа наших поступков зависит от мотивации. Чтобы наше действие было благим или созидательным, и мотивация должна быть благой, подпитываться заботой о других. По его словам, не стоит жалеть сил, чтобы укреплять нашу основополагающую человеческую природу.

Отвечая на последний вопрос о мантре «Буддхам саранам гаччами», Его Святейшество объяснил, что с одной стороны слово «Будда» означает устранение всех отрицательных качеств. Природа ума – способность к познанию, но пока наш ум окутан пеленой неведения, наша способность к познанию ограничена. Избавившись от неведения, мы лишаем разрушительные эмоции основы и снимаем все ограничения с нашей способности к познанию – еще одного аспекта Будды.

Профессор П. Б. Шарма поблагодарил всех собравшихся за терпение, ведь беседа затянулась дольше запланированного времени, и снова сказал сердечное спасибо Его Святейшеству за то, что тот оказал им честь своим присутствием.

Его Святейшество быстро пообедал и отправился в международный аэропорт Лал Бахадур Шастри, где сел на самолет до Дели. На следующий день рано утром он возвратился домой в Дхарамсалу.

Перевод: Ольга Селезнева

dalailama.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/2018/03/v-sarnatxe-proshel-vtoroj-den-konferencii-associacii-indijskix-universitetov/