Печать

На родине XVII Пандито Хамбо Ламы Лубсан Нимы Дармаева состоится большой молебен

Опубликовал: Валерий Павлов 06 Май 2018. Опубликовано в Новости сайтов

6 мая на родине XVII Пандито Хамбо Ламы Лубсан Нимы Дармаева в с. Нижний Бургалтай Джидинского района Республики Бурятия состоится большой хурал, посвященный XVII Пандито Хамбо ламе Лубсан Ниме Дармаеву, основателю Иволгинского дацана. Молебен проведут ламы и ширээтэ ламы Буддийской традиционной Сангхи России.

Ежегодный хурал, посвященный основателю Иволгинского дацана, бывшему Ширээтэ ламе Сартуул-Булагского дацана, XVII Пандито Хамбо ламе Лубсан Ниме Дармаеву будет проведен на его родине, в родовом Сартуул-Булагском дацане, где с 1897 г., с 7-летнего возраста он познавал буддийскую философию, прошел все этапы обучения и успешно защитил высокие ученые степени Гебше, а затем и Габжа (доктор буддийской философии).

История XVII-ГО  Пандито Хамбо Ламы Лубсан Нима Дармаева основателя Иволгинского дацана,  пишет известный журналист  Александр Махачкеев.

Дармаев и пустота 

Лубсан Нима Дармаев родился в 1890 г. в местности Гэдэн-Нюга Торейского аймака в многодетной семье скотовода Цыренова Дармажапа из рода хорчид. Из четырех сыновей Цыренова Д. второй сын Лубсан Нима с семи лет был отдан в Сартул-Булагский дацан. В течение многолетней учебы он осваивает основы буддийской философии, защищается на ученую богословскую степень габжа. В конце 20-х годов избирается ширээтэ Сартул-Булагского дацана.
В 1928 г. на третьем Духовном Соборе буддистов был избран членом ЦДС.
В годы гонений и репрессий на религию и духовенство был заключен в Кяхтинскую тюрьму. Работал на строительстве железной дороги Наушки-Кяхта.
Тяжелая изнурительная впроголодь работа на строительстве сделали свое дело. Однажды тюремные надзиратели нашли его без сознания, посчитав за умершего, выбросили в канаву. В это время его нашел житель Торея Сосоров Гомбожап и спас его от неминуемой смерти. Об этом рассказала дочь Гомбожапа Сосорова. Ее отец вместе с Лубсан Нимой в юности были хувараками Сартул-Булагского дацана. По определенным обстоятельствам отец не смог продолжить учебу, вернулся домой, стал мирянином. По рассказу ее матери, в 1937 году он нашел Дарма Хамбо без сознания в канаве и привез его домой. Затем он нашел вдали от поселений для Дармаева пещеру, где он мог скрываться от властей. В течение трех лет Л. Н. Дармаев прятался в пещере в местности Жаргалантуй в долине Верхнего Торея. В 1940 году охотник из Верхнего Торея Нянтой Чойдоков случайно нашел его. Дарма хамбо сказал ему: "Ты уведи и сдай меня властям, а дальше пусть все
будет в божьих руках”.
Снова пошли этапы. В 1944 году он был освобожден, организовал сбор средств в фонд обороны и лично сдал 34 тысячи рублей. В его адрес пришло благодарственное письмо за подписью Сталина. В том же году Дармаев с группой лам ездил к вождю ходатайствовать о строительстве буддийского монастыря в Бурят-Монгольской АССР. Просьбу удовлетворили и с 1946 по 1956 годы в ранге Хамбо ламы он строил Иволгинский дацан. В 1955 г. во главе группы лам втайне от властей Дармаев вскрыл саркофаг с телом Этигэлова, осмотрел его, убедился в хорошей сохранности тела и вернул в саркофаг, засыпав бумхан крупными кусками природной соли.
В 1960 г. он сам покинул этот мир во время медитации, перед этим дав наказ о кремации. Было начало лета, момент его смерти ламы Иволгинского дацана определили по капле крови, которая вытекла из носа на двенадцатый день погружения в созерцание. В позе лотоса тело Дармаева положили в саркофаг — деревянный короб, который поместили в землю на его малой родине. Зарыли неглубоко, а через несколько лет над ним воздвигли субурган.

48 лет скелет святого ламы просидел в позе лотоса
“Глядя на лошадиные морды и лица людей, на безбрежный живой поток, поднятый моей волей
и мчащийся в никуда по багровой закатной степи,
я часто думаю: где я в этом потоке?”. (Чингисхан)

Вскрыли его через 48 лет. Предварительно ламы построили в его честь два субургана, выкупили отчий дом для музея, сняли фильм, по правую сторону трассы, ведущей в Иволгинск, напротив Тапхара обнаружили целебный источник.
Скелет ламы находился в сидячем положении. На костях сохранились остатки мышечных тканей и кожи без признаков запаха разложения, отметил старейший бурятский монах Балбар лама. В момент подъема тела в ясном небе зазвучали вдруг негромкие раскаты грома и откуда-то пролился теплый дождь.
Тело ламы могло остаться в полной сохранности, однако оно находилось в деревянном коробе всего в 50 сантиметрах от поверхности земли, не было обложено солью, а значит, подверглось нашествию насекомых и животных, было доступно разрушительному воздействию кислорода, температурных перепадов и влаги. Очевидно поднимавший Этигэлова Хамбо Ламу Дармаев не ставил перед собой цель оставить тело нетленным.

Скелет в позе лотоса
Со времени явления феномена нетленного тела Этигэлова прошло более десяти лет, научный мир выдвигает разные, порой взаимоисключающие объяснения, а простые люди относятся к нему как непостижимому и недостижимому чуду. Случай Дармаева указывает путь к осмысленной жизни, к возможности с чувством внутреннего спокойствия уйти из мира. В этом контексте действия бурятских лам по эксгумации представляют не умозрительный интерес, это ключ к разрешению фундаментального для любого человека вопроса жизни и смерти, имеющий практический аспект.
Различные религиозные системы — каждая по-своему — примиряют людей с бренностью бытия, но в эпоху постмодернизма не имеющий Бога в душе современный человек оказался один на один перед лицом смерти. “Ну что нам делать с ужасом, который бегом времени однажды наречен?” — писала о бремени ожидания неизбежного Анна Ахматова.
Между тем бурятские ламы действительно обладают тайным знанием контролируемого способа перехода сознания в иное состояние или, по крайней мере, ухода из жизни с улыбкой на устах. Эффектной демонстрацией этого и является скелет Дармаева в позе лотоса.

Тайна перевоплощения
Традиция вознесения или сожжения останков Хамбо лам идет издавна. Но предварительно тело должно вернуться в землю. “Из праха мы вышли и в прах вернемся, когда умрем”,— сказано в Библии. Пепел костей, прошедших очистительный огонь, становится “драгоценностью из драгоценностей”, говорит Балбар лама. Он может быть развеян благодатью над землей и водами, в качестве святых мощей храниться в дацанах и субурганах. Пепел Дармаева разделили между его родовым Сартул-Булагским и построенным им Иволгинским дацанами.
Останки Хамбо ламы Шарапова сожгли в 1966 году. В 2009 году агинские ламы совершили обряд вознесения тела Хамбо ламы Гомбоева. Он ушел из жизни в позе спящего льва — лежа на боку, а его тело, по словам очевидцев, было в хорошей сохранности. В Агинском дацане это не первый прецедент, еще советский религиовед Г. Д. Нацов писал, что в 1911 г. тело одного из лам, умершего в позе лотоса, покрыли глиной и поклонялись ему до тех пор, пока в 20-е годы большевики не уничтожили его. Другой прямо противоположный случай произошел в Баргузине, где знаменитый Соодэй лама погрузился на семь дней в самадхи, а затем исчез, растворив свое тело в лучезарном пространстве — Ясном Свете.
Все они сумели в момент смерти уйти в состояние глубокого созерцания Пустоты, когда становится возможным переместить сознание в лучшие перерождения или освободиться от круговорота Сансары или достигнуть высшего Просветления. Их духовный подвиг интересен не столько сам по себе, а сколько степенью воздействия на умы людей как руководство к действию и посыл к самопознанию. Человеку легче пребывать в иллюзии вечности, как можно глубже спрятав правду жизни. Но за последней чертой он становится подобием вороха опавших листьев, который безжалостно рвет и мечет кармический вихрь…
Из снежного кома кармы выпадают только те, кто идет наперекор силам судьбы — к Ясному Свету.

Александр Махачкеев.

Источник: http://www.sangharussia.ru/news-ibur/na-rodine-xvii-pandito-khambo-lamy-lubsan-nimy-darmaeva-sostoitsya-bolshoj-moleben