Опубликовал: Валерий Павлов 09 Май 2018. Опубликовано в Новости сайтов
Когда началась война 1941 году, несмотря на страшные репрессии 1937 года, буддийские священнослужители и хувараки вместе со своим народом встали на защиту родины.
Ни смотря на репрессию лам в 1937 году, наши ламы не осталисьв сторонеот войны начавшимся в 1941 году. С каждого дацана ламы участвовали в войне.Для этого им приходилось снимать с себя саны лам и уходитьна войнув самыйтыл врага. Эмчи ламы лечили раненых в полях, собирая местные травы и делалииз них лекарства.
Наши ламы воевали на самых передовых участках войны. Многие из них были награждены медалями и даже медалями Красной звезды, но из за того что они были раньше ламами или хувараками, им не давали Героя Советского союза из за гоненийна религию. Некоторых лам по 2 и3 раза представляли на Героя Советского союза.Все знали что они герои без наград.
Ярким примером был Хамбо лама Гомбоев, который непосредственно участвовал в войнеи получил множество наград. На войнеон получил ранение и не смогдо конца воевать, но он продолжил свою службу в тылу. Многие говорят, что пули врагов словно испугавшись пролетали мимо Жамбал ламы, и его молитвы оберегали многих людей кто был рядом. И лишь кармичсское ранение спасло ему жизнь, чтоб он сталв после войны в будущем Хамбо ламой и Возглавилв самые тяжелые времена буддистов России на посту Хамбо Ламы СССР.
XIX ПАНДИТО ХАМБО ЛАМА ЖАМБАЛ ДОРЖО ГОМБОЕВ.
Благодатная Агинская земля подарила миру немало выдающихся людей. Один из них- Выдающийся буддийский деятель XIX ПАНДИТО ХАМБО ЛАМА ЖАМБАЛ ДОРЖО ГОМБОЕВ.Он родился в 1897 году.в местностиАса-Шэбэр, около села Табтанай, в семье скотоводов Дамдинай Гомбо. Когда начались гонения на религиозных деятелей, беда не обошла стороной Жамбал Доржо Гомбоева.Но, обладая глубоким аналитическим умом и даром предвидения, он, единственный из Хамбо Лам, сумел избежать неминуемого ареста. Гомбоев опередил события.
А в 1941 году его отправляют на фронт. После полученных ренений в апреле 1943-го года его демобилизуют по состоянию здоровья. Но возвращатьсяв родную Агу еще преждевренно, и Жамбал Доржо Гомбоев снова отправляется в Красноярский край и работаетна стеклозаводе.
Жамбал- Доржи Гомбоев ушел на фронтс первых дней войны. За мужествои героизм награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг..
XVII ПАНДИТО ХАМБО ЛАМА ЛУБСАН НИМА ДАРМАЕВ.
Лубсан Нима Дармаев родился в 1890 г.в местностиГэдэн-Нюга Торейского аймака в многодетной семье скотовода Цыренова Дармажапа из рода хорчид. Из четырех сыновей Цыренова Д. второй сын Лубсан Нима с семи лет был отдан в Сартул-Булагский дацан. В течение многолетней учебы он осваивает основы буддийской философии, защищается на ученую богословскую степень габжа. В конце 20-х годов избирается ширээтэ Сартул-Булагского дацана. Дармаев Хамбо лама был арестован 1937 годуи его отправили на строительство железной дороги.
Пошли этапы. В 1944 году он был освобожден, организовал сбор средств в фонд обороны и лично сдал 34 тысячи рублей. В его адрес пришло благодарственное письмо за подписью Сталина. В том же году Дармаев с группой лам ездил к вождю ходатайствовать о строительстве буддийского монастыря в Бурят-Монгольской АССР. Просьбу удовлетворили и с 1946 по1956 годыв ранге Хамбо ламы он строилИволгинский дацан.
К концу войны люди были потеряны и во многие семьи не вернулись отцы, дети и внуки. Дармаев Хамбо лама всеми своими силами помогал кому мог. Все средстваи вещи отдавал он людям,в эти времена его беседы с людьми помогали как никогда. Собирал и организовывал сбор средств в фонд обороны.
Буддийская традиционная Сангха России и издательский дом «Буряад унэн» восстанавливают имена фронтовиков-буддийских лам священнослужителей
Один из них Цэрэндаши Мурэшэнович Бурхиев, родившийся в 1905 годув местности Шанаа, из рода Хальбан, в 1937-м был репрессирован. Ушел добровольцемна фронти воевалс первых месяцев войны, пока не комиссовали по болезни в марте1945 года. Уроженец Кижингинского аймака, гэбшэ лама Кодунского дацана Аюша Шойдарович Дулмаев, чтобы избежать репрессий, жил в Читинской области. Воевал на фронтев артиллерийском полку с 1941-го до победного мая 1945-го. Также отважно сражался еще один уроженец Кижингинской долины гэбшэ лама Манжаб Мархасаев.
В газете «Бурятия» от 2 сентября2015 годамы рассказывалио гэбше ламе Санагинского дацана Даши-Дондоке Унтанове. При форсировании Днепра на окраине Киева он удерживал плацдарм до приходасоветских войск. — За этот подвиг командир взвода Унтанов был представлен к званию Героя Советского Союза, но из-за ученой духовной степени гэбшэ ламы его наградили орденом Боевого Красного Знамени. Также Даши-Дондок Азараевич является кавалером двух орденов Красной Звезды и ордена Отечественной войны. Лама Эгитуйского дацана Дугаржап Дашидондоков всю войну прошел полковым разведчиком. За героизми мужество был награжден орденами Славы I иII степеней. После войны фронтовик продолжил духовную службу в Иволгинскомдацане,— рассказывает Сергей Доржиев. Известно, что гэбшэ лама Агинского дацана Жамбал- Доржи Гомбоев ушел на фронтс первых дней войны. За мужествои героизм награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». По словам Сергея Доржиева, на сегодня,к сожалению, известны имена лишь 67 священнослужителей.
- Открывая этот список, можно отметить, что в бояхза Отечество погибли гэбшэ лама Тамчинского дацана Султум-Самбу Аюров, из Янгажинского дацана гэбшэ лама Цыден-Дамба Доржиев и лама Ринчин Раднаев. Из тридцати восстановленных имен Кижингинского дацана не вернулисьна родину23 священнослужителя,из Загустайскогодацана — хуварак Дамби Ринчинович Аюшеев и 4 гэбшэлам,— продолжает рассказывать архивариус Буддийской традиционной Сангхи России. На днях через социальную сеть Интернета ИД «Буряад унэн» обратился ко всем землякам и родственникам буддийских священнослужителей с просьбой помочь в восстановлении еще не известных имен бурятских лам, принимавших участие в сражениях Великой Отечественной.
Первым на это обращение откликнулся ветеран педагогического труда, краевед из Баргузинского района Бато-Жаргал Дармаев. «Среди защитников Отечества также был бывший хуварак Баргузинского дасана (не дацана)Шираб-лама Гулгенов, дядя моего отца. Он успел проучиться 4 года, затем начались гонения против религиозных деятелей. Сержант пулеметчик Будазана (мирское имя) Гулгенов воевал в составе 16-й гвардейской (башкирской) кавалерийской дивизии. С боями прошел от стен Москвы до Берлина. Награжден орденом Славы III степени, медалью «За отвагу». О боевом пути нашего деда Шираб-абгая посвятил большую главу в своей книге «Эшелон Победы». Этот незаурядный человек в 1940 году был избран… секретарем ВКП (б) колхоза в селе Борогол Баргузинского района, откуда ушел на фронт. В это время шло формирование 112-й отдельной Башкирской кав.дивизии, куда он попалсо многими своими земляками. С февраля1943 года дивизия переименована в 16-ю гвардейскую. В числе земляков был уроженец баргузинского села Уро Шелковников Константин Алексеевич, представленный к званию Героя Советского Союза. Но своим приказом командир 7-го гвардейского кав.корпуса гвардии генерал- лейтенант Константинов наградил баргузинца орденом Красного Знамени»,— написал Бато-Жаргал Дармаев.
- В 70-летний юбилейный год со Дня Победы Буддийская традиционная Сангха России и ГАУ РБ ИД «Буряад унэн» начинают восстанавливать имена Буддийских священнослужителей – участников Великой Отечественной войны. Первоначальный список лам-фронтовиков не отражает всю полноту. Но, тем не менее, это первый шаг в восстановленииих имен,— говорит Сергей Доржиев.
Информацию о ламахи хувараках, которые участвовали в Великой Отечественной войне, отправлять на электронную почту: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Неполный Список священнослужителей, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны