Опубликовал: Валерий Павлов 17 Июнь 2018. Опубликовано в Новости сайтов
Рига, Латвия, 16 июня2018 года – Вчера, совершив короткий перелет через Балтийское море, Его Святейшество Далай-лама прибыл в Латвию.В рижском аэропорту его встречали латвийские и российские организаторы визита. Большая группа сторонников ожидала прибытия Далай-ламыу отеля – Его Святейшество улыбался и старался пожать как можно больше рук.
Сегодня утром в конференц-центре «Сконто», который в очередной раз стал местом проведения учений, Его Святейшество встретился с более чем 40 журналистами. Сделав короткое заявление, Его Святейшество пригласил их задавать свои вопросы.
На вопрос, как быть уверенным, что мы приняли верное решение, Его Святейшество ответил: «Мы, люди, наделены сложным интеллектом, и мы обязаны использовать его должным образом. Наши решенияи последующие действия не должны вытекать лишь из наших желаний. Хотя такой подход и может принести некоторое краткосрочное удовлетворение, мы немногим будем отличаться от животных.Мы – разумные существа, способные логически мыслить и предвидеть последствия своих поступков. Мы в силах понять, приемлемо ли наше поведение в обществе,полезно ли оно для нашего здоровья или нет. Мы должны увидеть целостную картину в каждой конкретной ситуации. Мало воспринимать происходящее только под одним углом. Когда мы беспристрастно исследуем ситуацию с разных точек зрения, не слишком поддаваясь эмоциям, мы достигаем гораздо лучших результатов».
Один из журналистов спросил, что Его Святейшество думает о соревнованиях и за какую футбольную команду он болеетна Чемпионате мира по футболу. Далай-лама ответил: «Если вы соревнуетесь, чтобы достичь более высоких личных или командных результатов и показать пример другим в спорте, игре, учебе или любом другом виде деятельности, – это позитивно и правильно.Но есливы стремитесь создавать препятствия и проблемы для других команд – это неверный подход.
Меня лично спорт интересует мало, поэтому любимой футбольной команды у меня нет. В молодостия немного играл в бадминтони настольный теннис. В Пекинево время визита 1954–55 годовя игралв настольный теннис с китайским премьер-министром Чжоу Эньлаем, тогда моя мотивация была не очень хорошей, поскольку ему было трудно играть, и я подумал, что одержу победу».
Как только Его Святейшество появился на сцене, четыре тысячи слушателей поднялись со своих мест в знак приветствия, размахивая белыми шарфами. Зазвучала «Сутра сердца» на латышском языке.
«Я очень рад вновь оказаться в Риге, – начал Его Святейшество, – кажется, сюда приехало множество людей из российских республик тоже. Мы все следуем одной и той же традиции монастыря-университета Наланды, поэтому я считаю своим долгом объяснять вам учений этой традиции.
Каждый хочет счастья и не желает страданий. В этоммы все равны. Однако, несмотря на наше нежелание страданий, кажется, мы устремляемся им навстречу. Хотя мы можем предпринять шаги для преодоления физических бедствий, страдания произрастают из тревожностии страха,и то, что нам действительно нужно, это покой ума. Согласно данным научных исследований, по природе своей человек склонен к состраданию, таким образом здравый смысл подсказывает, что какую бы веру мы ни исповедовали, источник покоя ума – душевная теплота».
Его Святейшество объяснил, что отличительная черта традиции Наланда, которую бережно сохранили в Тибете, использование логики и обоснования.Этот подход принес в Тибет великий наставник Наланды Шантаракшита, приглашенный в Страну снегов тибетским царем в 8-м веке.
«Разрушительные эмоции, такие как гнев и привязанность, коренятся в неведении. Чтобы противостоять неведению, Будда даровал учение о Двух истинах – относительной и высшей.Он указална пропасть между кажущейся видимостью и реальностью.В различных школах буддийской мысли Две истины толкуются по-разному, однако Нагарджуна учил, что одолеть фундаментальное неведение можно только постижением пустоты – отсутствия самобытия – в свете взаимозависимого возникновения, а это значит, что все вещи существуют лишь в зависимостиот других факторов.
Наша буддийская практика должна опираться на понимание, а не на одну слепую веру. Чтобы обрести понимание, необходимо учиться. В прошломв Тибете монахов почитали учеными только по прошествии 20 или30 лет усердного обучения. В современной Индии монахи обучаются по меньшей мере 20 лет.Я глубоко уважаю все вероисповедания, но буддизму присуща уникальная черта – сам Будда советовал своим последователям не принимать его слов за чистую монету лишь из уваженияк нему,а самим исследовать и проверять их с опоройна логическое обоснование. Буддизм – единственная религия, которой присущ подобный научный подход».
Его Святейшество взял в руки Алмазную сутру и начал читать. Через некоторое время он перешелк сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения», которое дочитал до самого конца. Его Святейшество пообедал с группой приглашенных гостей, после чего вернулся в отель. Учения продолжились на следующий день.