Печать

Об авторах и истории создания освященной статуи Зая-Пандиты, установленной на алтаре Центрального хурула Калмыкии

Опубликовал: Валерий Павлов 01 Февраль 2019. Опубликовано в Новости сайтов

С Центральным хурулом Калмыкии в последние годы тесно сотрудничают художники Наталья Илакова и Дордже Вангчук – супруги и творческие единомышленники. Они создают монументальные работы, расписывают и украшают буддийские скульптуры, статуэтки, ступы. Большой их совместной работой стало создание статуи великого ойратского деятеля Зая-Пандиты, установленной на алтаре главного буддийского храма республики «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

  title=

Напомним, что 14 сентября минувшего года в Центральном хуруле в рамках празднования 370-летия старокалмыцкой письменности ”тодо бичиг” состоялось открытие статуи выдающегося ойратского просветителя, буддийского монаха, религиозного и политического деятеля Зая-Пандиты Намкайджамцо (1599-1662), который и разработал ”ясное письмо” для своего народа. Монахи во главе с Шаджин-ламой республики Тэло Тулку Ринпоче освятили статую Зая-Пандиты, которая с того дня стоит на алтаре в дугане главного буддийского храма Калмыкии. Это единственная полноценно освященная статуя Зая-Пандиты в России.

Тогда перед молебном, посвященным омовению и очищению статуи Зая-Пандиты Намкайджамцо, с благословенным словом о великом сыне ойрат-калмыцкого народа выступил Верховный лама Калмыкии, Почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы ХIV Тэло Тулку Ринпоче.

«Конечно, сделать статую, достойную памяти великого Зая-Пандиты,— дело весьма ответственное и нелегкое,— сказал Ринпоче. – Для хурула, культового места, статуя должна быть сделана в соответствии с буддийскими канонами, ведь Зая-Пандита был высоким ламой, хутухтой».

В завершение своего большого выступления досточтимый Тэло Тулку Ринпоче провел церемонию награждения создателей статуи Зая-Пандиты почетной грамотой от своего имени — Благодарностью Шаджин-ламы Республики Калмыкия. В торжественной обстановке ею были награждены Дордже Вангчук, Наталья Илакова (творческие авторы скульптуры), Сергей Коробейников (он отливал статую с готовой формы) и Анна Мутуловна Корнеева (она сшила головной убор для статуи). Тэло Тулку Ринпоче тепло говорил о каждом из них. Он напомнил, что именно Сергей Васильевич Коробейников отливал статуи 17 пандитов (великих учителей древнего монастыря-университета Наланда), которые окружают главный буддийский храм Калмыкии, а также статую Майтрейи – Будды грядущего.

Статую Зая-Пандиты сусальным золотом покрыл Виктор Москвич, живший до отъезда за границу в Ростове-на-Дону. Хотя его не было на церемонии открытия статуи, Шаджин-лама также тепло отозвался о нем. Виктор Тимофеевич много помогал и продолжает помогать Центральному хурулу, хотя ныне проживает в другой стране. Виктор Москвич проводил работы по покрытию сусальным золотом различных архитектурных элементов в Центральном хуруле и в храме Сякюсн-Сюме, а также оказывал спонсорскую помощь.

Тэло Тулку Ринпоче вспомнил, как в 2006 году по его приглашению из Индии прибыли 11 художников-тибетцев, чтобы провести работы по росписи, оформлению нового Центрального хурула республики – «Золотой обители Будды Шакьямуни». Среди них был Дордже Вангчук, который после двух лет работы в хуруле решил остаться навсегда в Калмыкии, женившись на калмычке Наталье Илаковой. Шаджин-лама отметил, что супруги представляют молодое поколение, и у них впереди еще много совместной творческой работы на благо развития буддизма в Калмыкии.

Ниже представляем наш рассказ об этом творческом и семейном дуэте, а также об истории создания статуи Зая-Пандиты.

  title=

Дордже и Наталье соответственно 39 и 37 лет. Они воспитывают двух дочерей – Анастасию (ей 14 лет, учится в 8-м классе) и Тензин Тсетен (8 лет, 2-й класс).

Наталья Илакова получила среднеспециальное образование, окончив Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова. Несколько лет работала в Москве, после чего вернулась в Элисту. Она занимается скульптурным творчеством.

Дордже Вангчук в 2000 году окончил в Дхарамсале (Индия) школу художественной буддийской тханки при Библиотеке тибетских трудов и архивов (учился шесть лет). Он специалист по буддийской живописи.

К буддийской теме Наталья Илакова впервые обратилась с подачи отца. Когда она жила в Москве (еще до брака с Дордже), к ней обратился отец с предложением сделать статую Будды Шакьямуни для хурула в Городовиковске. Наталья согласилась помочь городовиковцам и хорошо справилась с поставленной задачей. Скульптура Победоносного ее работы ныне возвышается на алтаре храма Владыки Цонкапы (калм. Зунква Гегән Үндсни Киид) в Городовиковске – единственного буддийского тантрического монастыря в Европе.

В 2010 году Наталья Илакова сделала украшения для ступы в поселке Комсомольский, районном центре Черноземельского района. Муж Дордже Вангчук провел работу по окрашиванию этого субургана. Вместе они работали и по другим заказам. В частности, супруги провели большую работу по оформлению большой Ступы Просветления, что в девятом микрорайоне Элисты.

Также Наталья вылепила много украшений (лестница, львы, колесо Учения, ваджра и др.) для ступ в другом буддийском регионе страны – Бурятии.

Что касается статуи Зая-Пандиты в Центральном хуруле, то история ее создания растянулась на пять лет. Действительно, организаторам и исполнителям этого проекта нелегко было взяться за такую работу и создать соответствующий скульптурный образ.

  title=

В 2012 году, как рассказал на открытии статуи великого ойратского просветителя Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, от Центрального хурула республики была направлена делегация в Синьцзян-Уйгурский автономный округ Китайской Народной Республики, к нашим сородичам ойратам. Наши монахи посетили там практически все местные ойратские (калмыцкие) хурулы, познакомились со многими монахами, изучали, как там развивается буддизм. В ходе визита представители Центрального хурула отслеживали все, что касалось деятельности Зая-Пандиты, как там ведется работа по сохранению его памяти. И наши священнослужители были приятно удивлены тем, что в Синьцзяне во всех калмыцких хурулах имеется статуя Зая-Пандиты. Буквально в каждом хуруле есть такая статуя на алтаре.

Результатом этой паломнической поездки нашей делегации в Синьцзян стали несколько проектов, в том числе идея создания статуи Зая-Пандиты: было решено уже в ближайшие годы сделать и установить на алтаре Центрального хурула Калмыкии скульптурный образ выдающейся личности в истории ойрат-калмыцкого народа.

На научном «круглом столе», посвященном 370-летию зая-пандитской письменности «тодо бичиг» и проводившемся в Центральном хуруле в тот же день, 14 сентября, в день открытия и освящения статуи Зая-Пандиты, настоятель «Золотой обители Будды Шакьямуни» Анджа-гелюнг, в частности, сказал: «Буддизм мы, ойрат-калмыки, принимали через те знания, которые мы получали, пользуясь текстами, написанными на доступном родном языке, на письме, созданном великим Зая-Пандитой. Он не только изобрел ойратскую письменность «тодо бичиг», но и объяснял и передавал через свои тексты знания об Учении Будды».

Об истории создания статуи Зая-Пандиты Анджа-гелюнг сказал:

«Сейчас, видя созданный образ, многим, наверное, кажется, что работа эта была не очень сложной. Но это, конечно, не так. Размышляя об образе великого Зая-Пандиты, задаешься вопросом: каков первоначальный, истинный образ Зая-Пандиты, как и где он сохранился, чтобы сегодня в форме тханки, статуи достойно отобразить священный образ?

Нами была проделана большая работа по собиранию сведений из биографии, различных текстов, мы искали информацию, которая могла бы помочь создать образ Зая-Пандиты. Но на самом деле такой информации сохранилось мало. Возможно, такие сведения есть в в каких-то сохранившихся текстах на тибетском языке, которые ученым еще предстоит поднять, обработать. Может быть, чего-то мы не знаем, важная информация где-то далеко лежит, пока что нам это недоступно. Поэтому мы попытались создать образ Зая-Пандиты из того материала, который имеем. Я собрал все фотографии, все работы художников, все, что связано с личностью Зая-Пандиты. Результатом всего стала та работа, которая сейчас выполнена теми людьми, которых мы сегодня поблагодарили. Они действительно сделали многое, огромную работу провели. Отмечу, что каждая деталь этой статуи имеет значение, определенный смысл. Каждая деталь была почерпнута из биографии Зая-Пандиты. Мы старались сделать так, чтобы в одном скульптурном образе были отражены отдельные части его многогранной деятельности.

Может быть, кто-то заметил в этом скульптурном образе, что на Зая-Пандите есть плащ. Такую одежду далеко не на каждом изображении буддийских монахов можно увидеть. Если брать каноническую составляющую изготовления статуи буддийского святого, то монаха, естественно, изображают в монашеском одеянии. А этим плащом, по сути, одеждой мирян, мы хотели показать, что Зая-Пандита много путешествовал, нигде долго не задерживался, ведя неутомимую деятельность как монах, паломник, просветитель, политик. Это плащ путешествующего паломника. Также наш скульптурный образ имеет головной убор из ткани, это головной убор иерарха высшей категории школы Гелуг, основанной Чже Цонкапой.

  title=

В левой руке Зая-Пандита держит текст. Это показывает Учителя, который сам написал какой-то текст. Как известно, Зая-Пандита много занимался переводами, через его руки прошло огромное количество священных текстов — из собрания сочинений Будды Шакьямуни (Кангьюр), из комментариев к этим текстам (Тенгьюр), из собрания сочинений ламы Цонкапы, реформатора буддизма и основателя школы Гелуг. Зая-Пандита не только переводил, но и сам комментировал тексты.

Классический жест (мудра) правой руки Зая-Пандиты означает дарование учения, объяснения, комментария.

Отмечу также, что в этом скульптурном исполнении Зая-Пандита изображен восседающим на лотосовом троне. На всех других объемных изображениях Зая-Пандиты он восседает на подушке. Но мы считаем, что он достоин сидеть на троне, как великий буддийский учитель».

Как мы говорили выше, работа над созданием статуи Зая-Пандиты, начиная от предварительного сбора материала, велась на протяжении пяти лет. За это время настоятель Центрального хурула Анджа-гелюнг и исполнители проекта много консультировались с учеными, художниками, знатоками буддийского искусства, в том числе с ойратами из Синьцзяна. «Мы получали замечания, комментарии от разных людей, к которым обращались. Особенно много времени было уделено формированию лица священного образа. По ходу работы, еще в пластилиновом виде, форма, черты лица, а также положение рук менялись много раз».

Для скульптора Натальи Илаковой, которая непосредственно работала над созданием статуи, это был весьма кропотливый труд. Наконец, была найдена нужная форма. В окончательной редакции лицо Зая-Пандиты выглядит, по словам Шаджин-ламы республики Тэло Тулку Ринпоче, «можно сказать, как у настоящего калмыка».

После того как работа над статуей была завершена, внутрь ее монахи Центрального хурула заложили священные субстанции. Полость статуи заполнена свитками с текстами, молитвами, а также специальными освященными ингредиентами.

«Сейчас это статуя, отлитая в металле. Она установлена на алтаре нашего храма, освящена монахами Центрального хурула. Нам остается только радоваться. С одной стороны, мы воздали должное нашей истории. Также важно, что статуя Зая-Пандиты навечно установлена на алтаре главного буддийского храма Калмыкии – среди скульптурных изображений буддийских святых»,— сказал Анджа-гелюнг на открытии «круглого стола», посвященного 370-летию ойрат-калмыцкой письменности.

  title=

Отметим, что на алтаре Центрального хурула, кроме огромной статуи Будды Шакьямуни и статуи Зая-Пандиты, находятся также статуи ламы Цонкапы (Зунква-гегян), бодхисатвы Манджушри (Манзушри-гегян), Гьелцаб Чже (Гьелцаб-гегян), Кейдуб Чже (Хейдуб-гегян), богини Зеленой Тары (Ноhан Дярке) и две статуи Будды грядущего времени Майтрейи (Мяядр Бурхн).

Во время нашей короткой беседы Наталья Илакова, автор скульптурного образа Зая-Пандиты, попросила отметить в публикации помощь со стороны ее тёзки Натальи – продавца магазина канцелярских товаров, расположенного на улице Горького рядом со зданием Калмыцкой телерадиокомпании. Узнав от потенциальной покупательницы, что ей требуется 40 килограммов пластилина для лепки статуи ламы Зая-Пандиты, продавец Наталья (Илакова сожалеет, что не спросила ее отчество и фамилию) решила выделить материал в указанном объеме совершенно бесплатно – как подношение хурулу.

После завершения работы над статуей Зая-Пандиты Наталья Илакова вылепила по заказу Центрального хурула еще две статуи — учеников ламы Цонкапы. Пока эти статуи из пластилина (еще не отлиты в металле) стоят на задворках дугана. (См. соответствующий снимок в нашем фоторепортаже).

Муж Натальи, Дордже Вангчук, не только расписывает («открывает глаза») скульптурные изображения, созданные ее супругой или другими авторами, но и занимается подобной работой со статуэтками Будды, святых, которые приносят в хурул для проведения данной процедуры многие наши верующие. Любая статуэтка буддийского святого должна проходить процедуру ”открытия глаз”, суть которой заключается в художественном оформлении статуэтки согласно всем буддийским канонам (расписывают глаза, губы, волосы и прочее).

Дордже Вангчук очень хорошо знает тибетское буддийское искусство, у него большой архив

в компьютере. Он незаменимый помощник своей супруге в ее художественном творчестве, связанном с буддизмом. Нередко они вместе, а то и с дочерью Тензин Тсетен, приходят в хурул за очередными статуэтками. Кстати, как отмечают родители, восьмилетняя Тензин Тсетен уже проявляет большую страсть к рисованию.

Дорджи БАСАЕВ, пресс-секретарь Центрального хурула РК ”Золотая обитель Будды Шакьямуни”
Фото автора

   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=


Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/2019/02/ob-avtorax-i-istorii-sozdaniya-osvyashhennoj-statui-zaya-pandity-ustanovlennoj-na-altare-centralnogo-xurula-kalmykii/