Опубликовал: Валерий Павлов 08 Февраль 2019. Опубликовано в Новости сайтов
Верховный лама Калмыкии, Почетный представитель Далай-ламы ХIV в России, Монголии, странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче 6 февраля ответил на вопросы творческой группы ГТРК ”Калмыкия”. В эксклюзивном интервью он поздравил всех жителей республики с Цаган Сар, рассказал об особенностях праздника. Полную версию интервью с досточтимым Тэло Тулу Ринпоче смотрите в субботу,9 февраля,в эфире телеканала Россия-1 (начало в 8.40).
”Богиня Окон-Тенгри,с которой связано происхождение праздника Цаган Сар, относится к защитникам учения Будды, дхармапалам. Они защищают людей от препятствий, трудностей в жизни.Окон-Тенгри — покровительница калмыцкого народа, нашей республики. А божествоМахакала — защитник Центрального хурула Калмыкии,— сказал в телеинтервьюШаджин-ламаКалмыкии.— Существует много священных текстов, в которых восхваляются дхармапалы, защитники буддийского учения, верующих. Эти тексты были написаны высокими учителями, в частности, Чже Цонкапой, реформатором буддизма, которого калмыки называют Зунква-гегян.В нашем Центральном хуруле ежемесячно проводятся ритуалы поклонения защитникам учения Будды.
В буддизме есть ключевое понятие — взаимозависимость всех явлений. Праздник Цаган Сар — прежде всего это религиозный праздник. У многих буддийских народов это встреча Нового года, а у калмыков — встреча весны. Отмечается наступление первого лунного месяца в году по лунному календарю. С первого по пятнадцатый лунный день этого священного месяца верующие занимаются духовной практикой, проводят молитвенные чтения. Этот период —не время для пиршеств и гуляний, это время духовного самосовершенствования. В первый день первого лунного месяца калмыки отправляют ритуалы, посвященные богине Окон-Тенгри, совершают подношение торма богине Окон-Тенгрив благодарностьза то, что она всегда защищает калмыцкий народ. До революции1917 годау калмыков существовала традиция в периодс первого по пятнадцатый лунный день первого лунного месяца проводить каждый день большие молитвенные собрания. Несколько лет назад мы возродили эту традицию. К сожалению, мы не можем каждый день этих пятнадцати суток проводить большие молебны, но мы проводимв первый,а затемв последние четыре дня – двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый лунные дни”.
Говоря об истории происхождения праздника Цаган Сар, досточтимый Тэло Тулку Ринпоче напомнил, что этот праздник связан с Буддой Шакьямуни, который в течение пятнадцати дней демонстрировал перед неверными учителями свои магические способности, совершая чудесные деяния, и в результате одержал победу над небуддийскими наставниками.
В интервью Шаджин-лама коснулся и истории праздника Зул, связанного с ламой Цонкапой: почему калмыки отмечают Новый год в этот священный день, а не в праздник Цаган Сар (Сагаалган, Лосар), как другие буддийские народы.
Отвечая на вопрос, какие советы он мог бы дать верующим в дни празднования Белого месяца – Цаган Сар, досточтимый Тэло Тулку Ринпоче сказал: «Во все буддийские праздники нужно помнить о главных постулатах учения Будды: стремиться помогать друг другу, укрощать негативные проявления ума, реализовывать все свои позитивные качества. Верующие должны следовать по пути добродетели, хороших поступков, заниматься дальше духовной практикой, самосовершенствованием. Совершая в дни буддийских праздников духовные добрые деяния, вы увеличиваете свои кармические заслуги во много, много раз, чем в обычные дни. В учении Будды говорится: стремитесь не совершать негативных поступков, старайтесь укрощать свой ум».
В заключение интервью Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче сказал: «Ушел в историю2018 год, год Собаки, наступил год Свиньи. Я хочуот чистого сердца молиться за счастье всех живых существ, чтобы оно было нескончаемым».
Пресс-служба Центрального хурула РК ”Золотая обитель Будды Шакьямуни”