Словарь буддизма

Печать

БАХУШРУТИЙЯ (санскр., в будд. традиции “те, кто много слышал”, иначе “ученые, эрудиты”)

. Опубликовано в Б

одна из школ раннего буддизма из ветви махасангхика. Возникла ок. 250 до н. э. в результате раскола школы гокулика. Основателем школы Б. будд. традиция признает архата Яджнявалкью, к-рый призывал своих последователей донести “глубину истины учения Будды” до всех верующих, как монахов, так и “непосвященных” (притхагджана). Кроме того, бахушрутийи провозгласили трансцендентность (локоттара) природы ключевых пунктов учения Будды — анитья, дуккха, анатман, шуньята (см. Шунья) и нирвана. Все остальное в учении Бхагаваты объявлялось бахушрутийями земным (лаукика). Дары, по учению Б., следует делать как Будде, так и сангхе, несмотря на то что Учитель находится вне сангхи и земного бытия. Бахушрутийи проповедовали принцип воздержанности от категорич. суждений. Расцвет Б. падает на 3 век н. э. и связан с именем ее известного теоретика, выходца из Цент. Азии, ачарьи Харивармана. Его гл. труд “Сатьясидхишастра” был канонизирован школой, а сам канон Б. состоял из шести разделов: Виная-питака, Суттра-питака, Абхидхарма-питака, Самьюкта-питака, Бодхисаттва-питака и Дхарма-питака. Б. практиковали широкую миссионерскую деятельность. За периоде 1 в. н. э. по 4 в. н.э. монастыри Б. возникли в Таксиле, Пешаваре, Тахти-Бахлоле, Нагарджуниконде. Б. просуществовала до кон. 7 в. н.э. Л. Р. Фурцева