Словарь буддизма

Печать

БУДДА (имя — эпитет)

. Опубликовано в Б

основоположник буддизма. Слово “будда” является производным от санскр. корня “будх” (будить, пробуждаться) и обозначает переход от спящего, затемненного сознания к пробуждению, к просветленному сознанию. Собств. имя Б., как правило, отождествляется с царевичем Гаутамой Шакьямуни, жившим, согласно будд. традиции, в 7–6 вв., а по данным ученых, в 6–5 вв. до н. э. По будд. канонич. лит-ре (Типитака) трудно составить представление о жизни Будды как историч. лица, однако существуют более поздние неканонич. версии, дающие достаточно полную картину жизни Б. К ним относятся “Махавасту” и “Лалитавистара”, написанные на санскрите и принадлежащие к школе махасангхика, “Абхинишкрамана-сутра” (оригинал не сохранился), относящаяся к школе дхармагуптака, поэма Ашвагхоши (1 в. н. э.) “Буддхачарита” на санскрите; “Ниданакатха” на пали, являющаяся введением к джатакам (истории о предыдущих жизнях Будды). Из этих легендарных по форме и мифологич. по содержанию повествований можно выделить условно рацион. схему жизни Б. Б. родился в аристократич. семье рода Шакья, к-рый правил небольшим гос-вом, расположенным на границе Непала и Индии. Мальчику дали имя Сиддхартха, а Гаутама — это его фамильное имя. Отец построил для сына три дворца, дабы оградить его от неприглядных сторон окружающей жизни. Царевич возмужал, женился, у него появился сын, названный Рахулой, и дальнейшая жизнь сулила одни радости. Однако наблюдательный и впечатлительный Гаутама во время своих переездов из одного дворца в другой отметил для себя, что люди болеют, стареют, умирают, задумываются о смысле жизни. Он решил помочь людям в поисках истины и в 29 лет ушел из дома, став отшельником. 6 лет бродил по долине Ганга, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел строгий аскетич. образ жизни, но, убедившись, что умерщвление плоти ведет к угасанию разума, отказался от аскетизма. К 35 годам у него созрело убеждение в близости открытия истины и Гаутама погрузился в медитацию, в к-рой пребывал — по одной версии — четыре недели, по другой — семь недель без еды и питья. В процессе медитации Гаутама достиг просветления, т. е. стал буддой, к-рому открыты все законы мироздания. После этого Б. в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет. В текстах, повествующих о жизни и деяниях Б., постоянно упоминаются боги, божества, демоны, духи, к-рые приходят к нему, сопровождают его и беседуют с ним. Сам Б. поднимался в мир небожителей и читал там свои проповеди, а боги, в свою очередь, неоднократно посещали его келью на земле. Помимо обычного зрения Б. обладал глазом мудрости во лбу и способностью всевидения. Согласно традиции, всевидение Б. кроме обычного зрения обеспечивалось глазом, видящим прошлое, настоящее и будущее; глазом, видящим восьмеричный (или срединный) путь, глазом, видящим намерения и поступки всех существ Вселенной; глазом, видящим все, что совершается в бесчисленных вселенных. Как явствует из текстов, Б. ощущал, чувствовал, видел, слышал все, что делается на земле и в других мирах, — эти качества обозначаются как шестифакторное знание Будды. В свою очередь, всезнание Будды подразделяется на 14 типов: знание четырех истин (см. Благородная истина), способность достижения великого сострадания, знание постоянной изменчивости бытия, знание двойного чуда и др. типы знания. Б. обладал многими волшебными качествами: мог спускаться под землю, подниматься на небо, летать по воздуху, вызывать огненные мистерии, принимать любой облик, на его теле имелись 32 большие и 80 малых отметин, в т. ч. родинки, наделенные магич. свойствами. В текстах Б. награждается множеством эпитетов, свидетельствующих о том, что он повелитель Вселенной, бог богов, царь царей, вседержитель, исцелитель и т. д. Его называют татхагата (тот, кто приходит и уходит), архат (уничтоживший привязанность к сансарич. бытию), сугата (добро созидающий), будда (просветленное существо), джина (победитель), бхагават (торжествующий), маха шраман (великий отшельник), синханадин (львиноголосый), а всего более 30 эпитетов. На идее перерождения держится весь каркас будд. мышления: бытие представляет собой сосуд многослойного вещества, в к-ром пребывает все живое, то поднимаясь в верхние чистые слои, то погружаясь в нечистоты, одновременно меняя формы и наименования и проявляясь в том или ином слое в виде животных, птиц, рыб, насекомых, духов, демонов, людей, богов, будд. Поэтому и появление в мире людей мыслится как непредсказ. проявление кармич. закона, а не результат линейного историч. развития. Отсюда и равнодушие буддистов к вопросу об историчности Б. Христ. хронология библ. истории была необходима для фиксации чудес и отсчета времени от создания мира или от рождения Христа, а в буддизме система летосчисления была введена лишь в нач. 50-х гг. 20 в., причем за точку отсчета были взяты 543/544 гг. до н. э., с тем чтобы отметить в 1954 2500-летие со дня смерти Б. Т. обр. время жизни Б. было смещено почти на столетие в отношении научной датировки. Наиб. ранними памятниками, содержащими нек-рые сведения о жизни Б. и судьбе его учения, являются надписи-эдикты, выбитые на каменных плитах по приказу царя Ашоки (268–231 до н. э.). Сверяя данные, содержащиеся в канонич. текстах, а последние передавались изустно до тех пор, пока не были зафиксированы в 1 в. до н. э., а также сведения историч. ланкийских хроник, созданных в течение 1 тыс. н. э., с датировкой эдиктов Ашоки, ученые пришли к выводу, что Б. жил между 560 и 480 до н. э., а офиц. признанные даты жизни Б. 623/ 624 — 543/544 гг. В. И. Корнев