Словарь буддизма

Печать

БУДДИЗМ В КАМБОДЖЕ

. Опубликовано в Б

Первое древнекхмерское гос-во Бапном (кит. Фунань, 2 — 6 вв.) складывалось под влиянием южноинд. культуры. Во 2 в. здесь появились махаянистские общины, в 3 в. — тхеравадинские. В первой трети 5 в. в об-ве стало усиливаться влияние вишнуизма, на смену монархам-воинам пришли монархи-брахманы. Но буддизм, преимущественно махаянистского толка, сохранял популярность среди народа, в равной степени признававшего культы будд, бодхисаттв и индийских божеств. После упадка Бапнома господствующее положение заняло гос-во Ченла, столица к-рого находилась на терр. совр. Лаоса. В Ченле поддерживалась гармония между инд. религиями и буддизмом до кон. 7 в., затем там возник культ воинств, божества Харихары (единство Вишну и Шивы), развитый уже в Анкгорской империи (9–14 вв.) до чрезвычайно сложного культа дева-раджи (“бога-царя”). Культ дева-раджи был сочетанием культа предков и культа духов земли с тантрич. представлениями о божеств. силе и мощи государя в сочетании с осн. чертами шиваизма и частично вишнуизма. Олицетворением этого культа стал храм Шивы, построенный в центре царской резиденции, но т. к. царь считался одним из великих бодхисаттв, то махаяна получила должное место в культе дева-раджи, включавшего обожествление царских предков. С 10 в. начинается монументальное храмовое строительство, призванное отразить величие “бога-царя”, создаются целые храмовые города, типа Ангкорвата, на окраинах Яшодхарапуры — столицы Анкгорской империи. Поскольку в культе “бога-царя” буддизм выполнял опред. функции, то высшее будд. духовенство имело свою роль в этой политич. системе, однако благополучие сангхи во многом зависело от вероисповедания царя. Если царь был буддистом, то сангха процветала, если шиваитом — подвергалась гонениям; при царе-вишнуите чаще всего проводилась политика мирного сосуществования религий. По мере усиления феодальных кланов и обострения соперничества между ними культ “бога-царя” стал утрачивать свое централизующее значение; одновременно возрастала идеологич. роль буддизма. Это проявлялось в переориентации культа дева-раджи на будд. культ “царя-бодхисаттвы” со всеми вытекающими отсюда социальными и культурными последствиями. При царе Джаявармане VII (правил в 1181-1220) стали усиливаться позиции тхеравады, символом мощи монарха стали не линги, а храм будды Локешвара — Байон, построенный в центре столицы. С конца 13 в. тхеравада становится господствующей религией: появилось множество монастырей, образование перешло в руки монахов, возросла интенсивность культурно-религ. контактов кхмеров с ланкийскими, тайскими, лаосскими гос-вами, санскр. лит-ра была частично вытеснена палийской. С сер. 14 в. начались длительные войны с Аютией (Сиам) и в 18 в. ослабевшее кхмерское гос-во оказалось в вассальной зависимости от Сиама. Во вт. пол. 19 в. Камбоджа стала объектом колониальных притязаний Франции, и по договору 1867 Сиам официально признал протекторат Франции над Камбоджей. Так как франц. администрация сохранила королевский дом, то позиции тхеравады как господств. религии сохранились. После восстановления гос. суверенитета Камбоджи (1953) было создано Народно-социалистическое сообщество (Сангкум), к-рое возглавило политич. и обществ. жизнь страны. Политич. программа Сангкума базировалась на принципах “кхмерского буддийского социализма”, предложенных принцем Н. Сиануком и разработанных его соратниками. До “культурной революции” Пол Пота в стране было ок. 3 тыс. монастырей и храмов, 55 тыс. членов сангхи. Полпотовская клика причислила монахов к третьей, низшей категории населения, к-рая в большей степени, чем другие, подвергалась репрессиям и физически уничтожалась. Большинство монахов было истреблено, немногим удалось бежать из страны. В янв. 1979 была создана Ассоциация монахов за национальное спасение Камбоджи. После создания Народной Республики Кампучии правительство приняло энергичные меры по восстановлению кхмерской сангхи и возрождению буддизма. В 1989 буддизм был объявлен гос. религией Камбоджи. В. И. Корнев