Словарь буддизма

Печать

БУДДИЗМ В КОРЕЕ

. Опубликовано в Б

Буддизм проник в Корею во вт. пол. 4 в. Первым из трех существовавших в то время на Корейском полуострове гос-в, где он начал распространяться, было Когурё. В 372 ко двору когурёского вана вместе с послом кит. царства Раннее Цинь прибыл монах Сундо, привезший изображение Будды и будд. литературу. Вскоре были созданы и первые монастыри. В Пэкче буддизм появился на 12 лет позже, когда в 384 туда прибыл из Вост. Цзинь монах Маранантха. В третьем гос-ве — Силла попытки пропаганды буддизма отмечены еще в 5 в., но официально буддизм был принят ваном Попхыном в 527. После этого (в 60-х гг. 7 в. Силла объединила полуостров) распространение буддизма пошло быстрыми темпами, Б. в К. преимущественно махаянистского толка, причем большое значение имел культ бодхисаттв. Будд. лит-ра поступала из разл. центров Китая, там же обучались кор. монахи, в результате чего развитие Б. в К. в значит, степени определялось влиянием кит. буддизма. Формирование осн. школ относится в основном к сер. 7 в. Школа Нальбан, получившая название по Нирвана-сутре, была создана в 654–660, школа Юльчон (аналог кит. Люй-цзун) — в 641. Наиболее попул. школа — Хваом (аналог кит. Хуаянь-цзун) появилась в 661–681. В 742–765 была образована школа Попсан (аналог кит. Фасянь-цзун). Вместе со школой Попсон, существовавшей еще в Когурё, эти школы образовали т. н. пять школ махаянистского толка, рассматривавшиеся как традиц. для Кореи. Кроме них существовали школы Чонджи, Синин и Сосюн (из к-рых первые две были махаянистскими, а третья — хинаянистской), а также школа “чистой земли” (Чонтхо), аналогичная кит. школе Цзинту и от нее происходящая. В сер. 9 в. в Корею проник дзэн-буддизм. С 828 по 931 возникло 9 дзэн-будд. школ, близких друг другу, к-рые получили общее название “девять гор” (кусан): Сильсансан, Тоннисан, Каджисан, Чакульсан, Сонджусан, Саджасан, Свэянсан, Поннимсан и Сумисан. Наиб. попул. культами в 6–9 вв. были культы Майтреи, Шакьямуни, Амитабхи и Авалокитешвары8 в. на первое место вышел культ Майтреи). Будд. монастыри в Корее владели землями, пожалованными ваном или частными лицами, и освобождались от налогов, однако из-за непомерного увеличения монаст. землевладения уже в 7 в. предпринимались меры по ее ограничению. В условиях сильной гос. власти Б. в К. мог развиваться лишь постольку, поскольку признавал ее приоритет, и сангха находилась под контролем гос-ва (хотя и не таким строгим, как в Китае) до тех пор, пока оно могло этот контроль осуществлять. Период Коре (10—14 вв.) был временем наиб. расцвета буддизма в стране. Новая династия необычайно благоволила к нему. В это же время было завершено огосударствление буддизма, что нашло отражение и в управлении сангхой. Если в период Объединенного Силла параллельно и независимо существовали территор. будд. администрация из монахов во главе с куктхоном — главой сангхи в стране, к-рому подчинялись областные чутхоны и уездные кунтхоны, и цент. администрация, укомплектованная гражд. чиновниками (имелось 2 небольших цент. учреждения и 7 управлений по делам крупн. монастырей), то теперь будд. деятели были включены в чиновную систему, и им на общих основаниях полагались служебные наделы. Монастыри на правах гос. учреждений получили землю по казенному реестру. В этот период буддисты начинают активно действовать и на политич. сцене. В 11 в. было издано более 6000 томов “Большого свода сутр” (“Тэджангён”), а также “Продолжение большого свода” (“Сокчангён”) в 4769 томах. Новое издание этого свода в 6529 томах было начато в 1237 и продолжалось 16 лет. В конце периода Коре появились признаки утраты Б. в К. своих позиций. Усилившись, он обрел себе множество противников. Немалую роль в борьбе с ним играло вновь набиравшее силы с сер. 13 в. конфуцианство. Правители новой династии Ли, пришедшей к власти в 1392, относились к буддизму недоброжелательно. Последовала секуляризация монаст. собственности, а в кон. 15 в. строительство монастырей было запрещено, а число монахов предельно ограничено. В дальнейшем отношение к Б. в К. было лишь более или менее терпимым, и к кон. 19 в. он находился в полном упадке. В годы яп. господства буддизм получил нек-рые стимулы для развития, но по-прежнему пользовался небол. влиянием, далеко уступая христ-ву1938 из 503 тыс. буддистов в стране только 209 тыс. были корейцами, тогда как корейцев-христиан насчитывалось до 500 тыс.). После 1945 в Сев. Корее буддизм был практически изжит, но на Юге начал обретать популярность. Наст. подъем его начался в 60-х гг. и во многом связан с приходом к власти в 1961 Пак Чонхи, к-рый, в отличие от большинства прежних политиков (христиан-протестантов), был буддистом. Провозглашенный им лозунг “нац. возрождения” открывал перед буддизмом широкие перспективы. Число храмов, монастырей и последователей буддизма начало быстро расти. Доля последних в населении страны, составлявшая в нач. — сер. 60-х гг. 2 — 3%, в кон. 60-х гг. увеличилась примерно в 5 раз, в нач. 70-х гг. составила приблизительно 25% населения, а в кон. 70-х гг. ок. 40%, оставив далеко позади число последователей протестантизма. В наст. вр. в Южн. Корее насчитывается 18 осн. школ (не считая школы Вонбульгё, приверженцы к-рой не включаются офиц. статистикой в число буддистов), гл. из к-рых является Чогё, объединяющая подавл. большинство кор. буддистов. Осн. ее органами являются журнал “Пупрун” и газета “Тэхан пульгё”, в ведении школы находятся ун-т Тонгук и ряд др. учебных заведений. Южно-кор. буддисты играют все более замет. роль в мировом будд. движении. С. В. Волков