Словарь буддизма

Печать

БУДДИЗМ В США

. Опубликовано в Б

Буддизм появился в США на рубеже 19 и 20 вв.: его последователями и пропагандистами были в осн. иммигранты из Японии, Китая, Кореи, буддисты-миссионеры, вокруг к-рых группировалось небольшое число американцев. Они проживали в крупных городах США, расселились на зап. побережье Сев. Америки, в Калифорнии. В 1893 в Чикаго прошел Всемирный конгресс религий, на к-ром присутствовали буддисты. После конгресса началось паломничество вост. буддистов в США и обратное движение — американцев на Восток, где они проходили обучение в будд. монастырях. Значит, роль в пропаганде буддизма в США сыграл Судзуки Д. Т., к-рый в своих работах изложил ряд фундаментальных положений буддизма в терминах, понятных американцам. В США не был создан единый центр или объединенная орг-ция буддистов. Одной из крупных будд. орг-ций в США является Первый дзэнский институт Америки (основан в 1930) в Нью-Йорке. Центр буддизма тхеравады — Американская буддийская академия также находится в Нью-Йорке. Существуют кроме того орг-ции: Буддийские церкви Америки (орг-ция последователей буддизма амидаистского (см. Амидаизм) толка, состоящая гл. обр. из американцев яп. происхождения). Буддийское общество вихары, Дзэнские центры в Сан-Франциско и Рочестере, Академия Нитирэн-сесю (филиал необудд, яп. орг-ции Сока гаккай) и нек-рые другие. Школы кит. буддизма распространены преимуществ. среди американцев кит. происхождения, живущих в Чайнатаун. Буддизм в США характеризуется наличием большого кол-ва маленьких групп, принадлежащих к самым разным школам и направлениям буддизма. Группы по изучению буддизма, группы медитации имеются во мн. крупнейших ун-тах и колледжах. В США действуют будд. монастыри и центры, в к-рых американцы стремятся овладеть будд. практикой в традиционном объеме. Наиб. популярностью в США пользуются дзэн-буддизм (см. Дзэн), тиб. буддизм, орг-ция НСА (Нитирэн-сесю Америки). В америк. буддизме наблюдаются экуменические тенденции; он удачно адаптировался к духовной жизни США. Нек-рые будд. идеи были использованы в психоанализе (Э. Фромм), в ряде филос. направлений, в формировании “ценностей” молодежной контркультуры, в учениях нек-рых теологов. Для буддизма в США характерна его значит. “американизация”, выражающаяся в стиле жизни америк. будд. монастырей и центров; в нек-рых из них разрешено ношение европ. одежды, использование для медитации стульев вместо подушек, при еде можно пользоваться ножами и вилками, читать сутры можно на англ. языке, во внутр. жизнь общины привносятся семейные отношения и др. Америк. буддизм считается более “интеллектуальным”, рациональным по сравнению с вост., делающим акцент на практику. Еще одной характерной чертой америк. буддизма является его интерес к соц. проблематике: американцы обращаются к буддизму, стремясь найти ответы на проблемы, волнующие и совр. америк. об-во. Церемонии и лекции в США все более соотносятся не с древними будд. легендами и традициями, а с повседневной жизнью американцев. Е. С. Сафронова