Словарь буддизма

Печать

БУДДИЗМ В ШРИ-ЛАНКЕ

. Опубликовано в Б

Сведения о распространении буддизма на о-ве основываются на местных мифах, легендах и историч. хрониках. Согласно им, Будда посетил о-в, на к-ром правили демоны, нага (змеи) и ракшасы (злые духи). Сверхъестеств. способности Будды помогли ему одержать победу и обратить жителей о-ва в свою веру. В нек-рых мифах жизнь и деяния Будды в Индии спроецированы на ланкийское об-во, т. е. Ланка считается родиной царевича Гаутамы. В Дипавансе (“Островная хроника”. 4 в.) и Махавансе (“Великая хроника”, 5 в.) утверждается, что буддизм введен во времена царя Ашоки, когда на о-в прибыли его сын Махинда и дочь Сангхамитта, привезшие с собой останки Будды и отросток дерева Бодхи, под к-рым Гаутама достиг просветления. В честь этих священных реликвий в Анурадхапуре были воздвигнуты Махавихара, Четия-паббата-вихара, Тупарама и еще несколько жен. и муж. монастырей. Во 2 в. до н. э. северная часть о-ва была захвачена тамилами, к-рые оставались на о-ве 44 года и были разгромлены царем Дуттагамани Абхая (правил в 101—77 до н.э.). При нем позиции буддизма еще более укрепились, но в 1 в. до н. э. вновь произошло нашествие тамилов, и после их изгнания царь Ваттагамани (правил в 29—17 до н. э.) решил созвать четвертое сангити в монастыре Махавихара, чтобы решить вопрос о сохранении будд. традиций. 500 наиб. ученых монахов собрались в пещере монастыря Алувихара близ Матале, где на пальмовых листьях записали на пали тексты Винаи, Сутры и Абхидхармы и на сингальском языке комментарии к ним. В то же время царь Ваттагамани создал монастырь Абхаягиривихара. В 3 в. н.э. монахи Абхаягиривихары стали исповедовать буддизм махаянистского толка и повели борьбу с тхеравадинами монастыря Махавихары. В 4 в. царь Махасена (правил в 334—362) по совету махаяниста Сангхамитты разрушил все здания Махавихары. Он же построил монастырь Джетавана в Полоннаруве и подарил его махаянистским монахам. Во времена царствования Сиримегхаванны (сына Махасены) из Индии был привезен зуб Будды. Считалось, что обладание этим зубом дарует правителю сверхъестеств. возможности видеть низкое и благородное, уродливое и прекрасное, проникать взором в грубые и нежные уровни существования, предвидеть последствия как своих мыслей и действий так и других существ Вселенной. Поэтому в честь этого события царь приказал восстановить Махавихару, отлить золотую статую Махинды и учредить фестиваль Махинды, символизирующий борьбу за чистоту буддизма. Соперничество между монастырями Махавихара, Абхаягиривихара и Джетавана продолжалось до нашествия тамилов в 5 в., после изгнания тамилов сингальские цари стали поддерживать Махавихару как оплот национального духа и истинного буддизма. Историч. событием считается прибытие на о-в Буддхагхоши (кон. 5 в.) и завершение с его помощью работы над композицией палийского канона (см. Типитака). Примерно тогда же были начаты две сингальские хроники на пали: Дипаванса и Махаванса. Последняя сыграла важную роль в политич. жизни о-ва, т. к. в ней не только фиксировались династии и историч. события, но и давались оценки деяниям царей, иногда нелестные (после 6 в. продолжением Махавансы стала Чулаванса). Поскольку эти хроники считались священными у сингалов, то в соотв. с будд. представлениями их переписывание приносило массу религ. заслуг, и, несмотря на попытки нек-рых правителей уничтожить эти хроники, монахи ревностно хранили рукописи и тем самым сохраняли преемственность традиций в условиях регулярных тамильских нашествий и феод. войн на о-ве. С XV в. начинается европ. колонизация о-ва. Сначала это были португальцы (1505—1658), при к-рых буддистов жестоко преследовали и давалось множество привилегий тем, кто становился католиком. В результате такой политики в Коломбо, Галле, Негамбо и др. прибрежных городах возникли катол. общины, церкви, колледжи, появилась прослойка т. н. португ. бюргеров со своими праздниками и фестивалями. Голландская колонизация (1658—1796) оставила после себя помимо плантационных хозяйств протестантские колледжи, а также поселения т. н. голландских бюргеров. Религ. фанатики среди португальцев и голландцев уничтожали будд. святыни и преследовали членов сангхи. Англ. колонизация (1796—1948), наиб. гуманная по форме, нанесла самый чувствительный удар по буддизму в результате ликвидации кандийской монархии (1815), отделения буддизма от гос-ва, введения Денежной формы земельного налога и проведения аграрной реформы. Последние два мероприятия подорвали кастовую структуру и разрушили мн. традиции сингальского об-ва. Это привело к идеализации “старого доброго времени” и готовности защищать свою религию, т. е. была подготовлена почва для идеологизации буддизма и политизации сангхи. В 1860 начали выходить 2 газеты, призывающие к защите буддизма. В 1865–1873 прошли острые диспуты между христ. и будд. проповедниками, в к-рых победа чаще всего была на стороне последних. В 1898 была создана Ассоциация буддийской молодежи, в 1918 — Цейлонский буддийский конгресс, в 1937 — Великий совет сингалов, в 1946 — Объединенный совет биккх, в 1955 опубликован доклад “Предательство буддизма”, описывающий бедств. положение буддизма по сравнению с хриством, в 1956 создан Объединенный фронт биккх, принявший активное участие в политич. борьбе за власть. В наст. вр. буддизм исповедуют сингалы (60% населения). В стране более 6 тыс. монастырей и храмов, около 20 тыс. членов сангхи. Имеются три секты: Сиам-никая (осн. в 1753), Амарапура-никая (осн. в 1803), Раманния-никая (осн. в 1863). Наиб. массовой и богатой является Сиам-никая (14 тыс.), к-рая опирается на крестьян-землевладельцев. Амарапура-никая (4 тыс.) влиятельна среди город. слоев. Раманния-никая (2 тыс.) является аскетич. сектой, борющейся за чистоту буддизма и будд. образ жизни. Имея значит. опыт политич. борьбы, ланкийские монахи постоянно укрепляют свои социально-экономич. позиции, добиваясь от каждого пр-ва определенных уступок в пользу сангхи. Повышение социальной и политич. роли сангхи ведет к обострению религ.-этнич. противоречий на о-ве; к падению престижа будд. монахов; к размежеванию между радикально настроенными монахами и консерват. частью сангхи, не желающей терять своего религ. авторитета и доходов. В. И. Корнев