Сведения
о распространении буддизма на
о-ве основываются
на местных мифах, легендах
и историч. хрониках. Согласно им, Будда посетил
о-в, на
к-ром правили демоны, нага (змеи)
и ракшасы (злые духи). Сверхъестеств. способности Будды помогли ему одержать победу
и обратить жителей
о-ва в свою веру.
В нек-рых мифах жизнь
и деяния Будды
в Индии спроецированы
на ланкийское об-во, т. е. Ланка считается родиной царевича Гаутамы.
В Дипавансе (“Островная хроника”.
4 в.) и Махавансе (“Великая хроника”,
5 в.) утверждается, что буддизм введен
во времена царя Ашоки, когда на
о-в прибыли его сын Махинда
и дочь Сангхамитта, привезшие
с собой останки Будды
и отросток дерева Бодхи, под
к-рым Гаутама достиг просветления.
В честь этих священных реликвий
в Анурадхапуре были воздвигнуты Махавихара,
Четия-паббата-вихара, Тупарама
и еще несколько жен.
и муж. монастырей.
Во 2 в. до н. э. северная часть
о-ва была захвачена тамилами,
к-рые оставались на
о-ве 44 года и были разгромлены царем Дуттагамани Абхая (правил в 101—77 до н.э.).
При нем позиции буддизма еще более укрепились, но в
1 в. до н. э. вновь произошло нашествие тамилов,
и после их изгнания царь Ваттагамани (правил в 29—17 до н. э.) решил созвать четвертое сангити
в монастыре Махавихара, чтобы решить вопрос
о сохранении будд. традиций.
500 наиб. ученых монахов собрались
в пещере монастыря Алувихара близ Матале, где
на пальмовых листьях записали
на пали тексты Винаи, Сутры
и Абхидхармы и
на сингальском языке комментарии
к ним. В то же время царь Ваттагамани создал монастырь Абхаягиривихара.
В 3 в. н.э. монахи Абхаягиривихары стали исповедовать буддизм махаянистского толка
и повели борьбу
с тхеравадинами монастыря Махавихары.
В 4 в. царь Махасена (правил в 334—362) по совету махаяниста Сангхамитты разрушил все здания Махавихары.
Он же построил монастырь Джетавана
в Полоннаруве и подарил его махаянистским монахам.
Во времена царствования Сиримегхаванны (сына Махасены)
из Индии был привезен зуб Будды. Считалось, что обладание этим зубом дарует правителю сверхъестеств. возможности видеть низкое
и благородное, уродливое
и прекрасное, проникать взором
в грубые и нежные уровни существования, предвидеть последствия как своих мыслей
и действий так
и других существ Вселенной. Поэтому
в честь этого события царь приказал восстановить Махавихару, отлить золотую статую Махинды
и учредить фестиваль Махинды, символизирующий борьбу
за чистоту буддизма. Соперничество между монастырями Махавихара, Абхаягиривихара
и Джетавана продолжалось
до нашествия тамилов в
5 в., после изгнания тамилов сингальские цари стали поддерживать Махавихару как оплот национального духа
и истинного буддизма. Историч. событием считается прибытие на
о-в Буддхагхоши (кон.
5 в.) и завершение с его помощью работы над композицией палийского канона
(см. Типитака). Примерно
тогда же были начаты две сингальские хроники
на пали: Дипаванса
и Махаванса. Последняя сыграла важную роль
в политич. жизни
о-ва, т. к. в ней не только фиксировались династии
и историч. события, но
и давались оценки деяниям царей, иногда нелестные (после
6 в. продолжением Махавансы стала Чулаванса). Поскольку эти хроники считались священными
у сингалов, то
в соотв. с будд. представлениями
их переписывание приносило массу религ. заслуг, и, несмотря
на попытки нек-рых правителей уничтожить эти хроники, монахи ревностно хранили рукописи
и тем самым сохраняли преемственность традиций
в условиях регулярных тамильских нашествий
и феод. войн на
о-ве. С XV в. начинается европ. колонизация
о-ва. Сначала это были португальцы (1505—1658), при
к-рых буддистов жестоко преследовали
и давалось множество привилегий тем, кто становился католиком.
В результате такой политики
в Коломбо, Галле, Негамбо
и др. прибрежных городах возникли катол. общины, церкви, колледжи, появилась прослойка
т. н. португ. бюргеров
со своими праздниками
и фестивалями. Голландская колонизация (1658—1796) оставила после себя помимо плантационных хозяйств протестантские колледжи,
а также поселения
т. н. голландских бюргеров. Религ. фанатики среди португальцев
и голландцев уничтожали будд. святыни
и преследовали членов сангхи. Англ. колонизация (1796—1948), наиб. гуманная по форме, нанесла самый чувствительный удар по буддизму
в результате ликвидации кандийской монархии (1815), отделения буддизма
от гос-ва, введения Денежной формы земельного налога
и проведения аграрной реформы. Последние два мероприятия подорвали кастовую структуру
и разрушили мн. традиции сингальского
об-ва. Это привело к идеализации “старого доброго времени”
и готовности защищать свою религию,
т. е. была подготовлена почва для идеологизации буддизма
и политизации сангхи.
В 1860 начали выходить
2 газеты, призывающие
к защите буддизма.
В 1865–1873 прошли острые диспуты между христ.
и будд. проповедниками, в
к-рых победа чаще всего была
на стороне последних.
В 1898 была создана Ассоциация буддийской молодежи, в
1918 — Цейлонский буддийский конгресс, в
1937 — Великий совет сингалов, в
1946 — Объединенный совет биккх, в
1955 опубликован доклад “Предательство буддизма”, описывающий бедств. положение буддизма по сравнению
с хриством, в
1956 создан Объединенный фронт биккх, принявший активное участие
в политич. борьбе
за власть. В наст. вр. буддизм исповедуют сингалы (60% населения).
В стране более
6 тыс. монастырей
и храмов, около
20 тыс. членов сангхи. Имеются три секты:
Сиам-никая (осн. в 1753), Амарапура-никая (осн. в 1803),
Раманния-никая (осн. в 1863). Наиб. массовой
и богатой является
Сиам-никая (14 тыс.),
к-рая опирается
на крестьян-землевладельцев. Амарапура-никая (4 тыс.) влиятельна среди город. слоев.
Раманния-никая (2 тыс.) является аскетич. сектой, борющейся
за чистоту буддизма
и будд. образ жизни.
Имея значит. опыт политич. борьбы, ланкийские монахи постоянно укрепляют свои социально-экономич. позиции, добиваясь
от каждого пр-ва определенных уступок
в пользу сангхи. Повышение социальной
и политич. роли сангхи ведет
к обострению религ.-этнич. противоречий на
о-ве; к падению престижа будд. монахов;
к размежеванию между радикально настроенными монахами
и консерват. частью сангхи,
не желающей терять своего религ. авторитета
и доходов. В. И. Корнев