Словарь буддизма

Печать

БУДДИЗМ В ЯПОНИИ

. Опубликовано в Б

Согласно офиц. яп. хроникам, будд. учение впервые было принесено в Японию в 552 кор. проповедниками из Пэкче, но совр. исследователи склоняются к более ранней дате — 538. Новая вера нашла в Японии и страстных приверженцев (род Сога) и отчаянных противников (род Мононобэ). После ожесточ. борьбы Сога удалось одержать победу, и буддизм получил офиц. признание. Популярности буддизма способствовало благосклонное отношение к нему изв. гос. Деятеля — принца Сётоку (574-622), к-рый составил комментарии к трем сутрам и принимал активное участие в распространении буддизма. При его содействии были построены первые будд. храмы, в т. ч. знаменитый Хорюдзи. При императоре Сему (правил в 724-749) буддизм был признан гос. религией. По офиц. декрету (731) в каждой провинции был основан монастырь (кокубундзи), а в столичном храме Тодайдзи была воздвигнута гигантская статуя Большого Будды (дайбуцу). Первой будд. школой, проникшей в Японию, была Санрон-сю (625). В основе ее учения лежали три трактата (Санрон), в к-рых излагалась философия мадхьямики: Мадхьямика-шастра (тю-рон), Двадаша-мукха-шастра (Дзюнимон-рон) и Шата-шастра (Хякурон). Цент. филос. категорией Санрон была “пустота” (см. Шунья) как изнач. основа мира, а практич. идеалом для адепта объявлялся “срединный путь” (тюдо), т. е. неприятие крайностей. Школа Хоссо-сю была основана в 657 монахом Досё. Следуя традиции йогачаров, она считала феноменальный мир нереальным, лишь порождением индив. сознания. К абсолюту приравнивался наивысший уровень сознания — алая-виджняна, т. е. “сознание-хранилище”, в к-ром пребывают “семена” всех представлений и идей. Школа Куся была привнесена в Японию в 660 из Китая монахом Тицу; осн. внимание она уделяла изучению филос. трактата Васубандху “Абхидхармагхоша” (Куся-рон), связанного прежде всего с буддизмом хинаяны. Школа Дзёдзицу-сю была привнесена в Японию в 673 и воспринималась как ответвление Санрон. В основе ее учения лежало сочинение Харивармана Сатьясиддхи-шастра (Дзёдзицу-рон). Школа Риссю была основана кит. монахом Цзяньчжэнем, прибывшим в Японию в 674. Осн. внимание в ней уделялось не филос. теориям, а строгости практич. соблюдения заповедей монаш. кодекса Виная. Учение Кэгон-сю было принесено в 736 кит. монахом Даосюанем. Осн. текстом для этой школы считалась Аватамсака-сутра (Кэгонгё), где мир предстает в качестве совершенного единого и нерасторжимого целого, а разл. признаки взаимопроникают друг в друга, и таким образом абсолютный и феноменальный уровни не противостоят, а являют собой единый, неразделимый “мир дхарм”. Эти 6 школ получили наивысшее распространение в эпоху Нара (710-794), но поскольку они занимались преимущественно схоластич. проблемами, их влияние на умы простых людей было незначит. Тем не менее толерантное отношение буддизма к др. идеологиям позволяло ему мирно сосуществовать с нац. религией японцев — синтоизмом. При этом влияние будд. духовенства на придворные круги возросло настолько, что даже побудило императора перенести столицу из Нара в Хэйанкё (совр. Киото). В 9 в. наибольшее влияние приобрели две новые школы: Тэндай-сю и  info.gif Сингон-сю, учения к-рых привезли из Китая соответственно Сайте (767-822) и Кукай (774- 835). Эти школы привлекали многочисл. сторонников, но не столько своими сложными филос. построениями, сколько красочными и торжеств. ритуалами, предназначавшимися для достижения всевозможных мирских благ. Непререкаемым авторитетом пользовались Тэндай-сю и Сингон-сю при императорском дворе. Оплот Тэндай — монастырь Энрякудзи на горе Хиэй близ Киото, включавший более 3000 строений, со временем превратился в мощную крепость. Игнорируя будд. заповеди, тэндайские монахи с оружием в руках вели борьбу с идейными противниками и наводили ужас на столичное население. Не менее величеств. был центр Сингон-сю — Коясан в пров. Кии (совр. Вакаяма), правда, приверженцы этой школы предпочитали не прибегать к военной силе. С сер. 11 в. в Японии получили широкое распространение идеи о наступлении эпохи “конца Закона” (маппо), что явилось мощным стимулом поисков новых и более эффективных средств, к-рые позволяли бы достичь быстрого и гарантированного спасения. Пришедшее из Китая учение о Зап. рае или “чистой земле” (Дзёдо), где пребывает будда Амитабха (яп. Амида), давший “изначальный обет” (хонган) спасти всякого, кто обратится к нему с искренним призывом о помощи, легло в основу нескольких амидаистских школ (см. Амидаизм). Ренин (1073-1132) основал школу Юдзц-нэмбуцу, Хонэн (1133-1212) — школу Дзёдо-сю, его ученик Синран (1173- 1263) — Дзёдо-синсю, а Иппэн (1239-1289) — школу Дзи-сю. Эти школы различались в интерпретации конкр. методов, ведущих к спасению, но все они признавали преимущество спасения при помощи чужой силы (см. Опора на силу другого) перед спасением через “собственную силу” (см. Опора на собственные силы), а наиболее эффективной практикой считали нэмбуцу — непрерывное произнесение формулы “Наму Амида Буцу!” (“Слава будде Амида!”). В кон. 12 в. из Китая в Японию пришло учение школы дзэн. Родоначальником направления Риндзай-сю был Эйсай (1149-1215). Очень скоро Риндзай-сю завоевал в Японии прочные симпатии, прежде всего в среде самурайства и в императ. окружении, фактически превратившись в офиц. покровительствуемую идеологию. Почти все монастыри этого направления входили в иерархич. систему годзан (“пяти гор”), находившуюся под непосредств, правительств. контролем. Монастыри годзан стали крупн. центрами культуры, а проживавшие в них монахи были не только хранителями знаний, но и создателями лит-ры на кит. языке, получившей название годзан бунгаку (“литература пяти монастырей”). Вплоть до начала 16 в. интелл. гегемония монахов годзан была почти полной. Основателем др. направления дзэн — Сото-сю был Догэн (1200-1253), один из наиб. глубоких и ориг. яп. мыслителей. Он предпочитал сторониться представителей власти, поэтому идеи Сото распространялись преимуществ. в провинциях, где встречали поддержку со стороны местных феодалов. Реформатором Сото был Кэйдзан Сокин (1268-1325), при к-ром последователи Сото восприняли и начали практиковать многие ритуалы эзотерич. буддизма и делались попытки вовлечь в это направление широкие слои народных масс. В 13 в. возникла Нитирэн-сю. носившая наиболее отчетливо выраженную националистич. окраску. Ее основатель Нитирэн (1222-1282) из всех будд. соч. особо выделял Лотосовую сутру (Саддхармапундарика-сутра; яп. Хоккэкё) и утверждал, что только ее изучение, а главное — почтит. отношение к ней может обеспечить благоденствие стране и счастье ее почитателям. Для этого он рекомендовал практику даймоку — непрестанное повторение формулы “Наму Мёхо рэнгэкё!” (“Слава Сутре Лотоса благого Закона!”). В отличие от эзотерич. школ Сингон и Тэндай, ориентировавшихся на придворную аристократию, или Риндзай-сю, опиравшейся на самурайство, школа Нитирэн, равно как и амидаист. школы, благодаря простоте своих учений привлекали к себе многих простолюдинов и получили широкое распространение в провинции. Не случайно именно амидаист. проповедники выступали в роли вдохновителей религ. крестьянских бунтов (икко-икки), направленных против притеснений со стороны феодалов и чиновников. Несмотря на непрекращавшиеся междоусобицы, в результате к-рых монаст. сооружения нередко сгорали дотла, на протяжении 13–15 вв. буддизм укреплял свои позиции, расширял сферы влияния, активно участвуя в полит. перипетиях эпохи. Только в кон. 16 в., благодаря деятельности объединителей страны Ода Нобупага (1534-1582) и Тоётоми Хидэёси (1536-1598), экономич. мощь крупных монастырей была сломлена и они лишились былых привилегий. Хотя пр-во Токугавского сёгуната (1603-1868) отдавало предпочтение морально-этич. учению неоконфуцианства, отношение к буддизму в целом было довольно благосклонным, и он использовался в качестве удобного орудия по искоренению получившего в Японии распространение христ-ва, а также помогал властям осуществлять неглас. надзор за населением. Каждая семья была приписана к конкр. храму (независимо от личных симпатий к определ. школе), в к-ром должна была регистрироваться. Одновременно в недрах будд. школ шли активные процессы осмысления филос. концепций и их последующая трансформация с учетом новых условий. Такие крупные проповедники, как Такуан Сохо (1573-1645), Банкэй Етаку (1622-1693), Хакуип Экацу (1683-1768), Судзуки Сёсан (1579-1655), Онко Дзиун (1718-1804), начали отказываться от кит. языка и использовать для проповедей и в своих соч. яп. язык. Одновременно усилились тенденции к синкретизму, что проявлялось не только в стремлении заимствовать отд. положения у др. будд. школ, но во все более частом обращении к конфуцианству и синтоизму. После свержения сёгуната (1868) гос. идеологией был объявлен синтоизм, что свидетельствовало о росте в стране националист. настроений. Многие будд. храмы были закрыты, однако это не свидетельствовало об окончат. утрате буддизмом своих позиций. В наст. вр. подавляющее большинство населения Японии офиц. считается последователями буддизма, хотя отношение японцев к религии проявляется преимущественно на внешнем уровне, прежде всего как к части традиции. Будд. орг-ции в совр. Японии делятся на две большие группы: традиц. школы буддизма и необудд. движения. К первой группе относятся школы будд. вероучения, сложившиеся в течение длит. периода, начиная со времени проникновения буддизма в Японию в 6 в. и вплоть до позднего средневековья. Все орг-ции традиц. школ буддизма входят во Всеяпонскую будд. ассоциацию, объединяющую ок. 60 разл. групп. Наиб. влиятельные из них: Сото-сю — самая крупная среди орг-ций школы дзэн (14,7 тыс. храмов, свыше 17 тыс. священников), Дзёдо-синсю Хонгандзи ха — крупнейшая среди амидаистских (см. Амидаизм) групп с центром в храме Хонгандзи в Киото (10,4 тыс. храмов, 27 тыс. священников), две другие амидаистские орг-цииСин-сю Отани ха (8,7 тыс. храмов, 15.7 тыс. священников) и Дзёдо-сю (свыше 7 тыс. храмов, 9,5 тыс. священников), Нитирэн-сю (4,6 тыс. храмов, ок. 8 тыс. священников), Коясан Сингон — крупнейшая среди орг-ций школы Сингон с центром на горе Кон (3,5 тыс. храмов, 6,3 тыс. священников), дзэновская группа Риндзай-сю Мёсиндзи ха (3,4 тыс. храмов, 3,5 тыс. священников). Тэндай-сю (3,2 тыс. храмов, 4,5 тыс. священников), Сингон-сю Тисан ха (2,8 тыс. храмов, свыше 4 тыс. священников). В силу ряда причин, в части, в результате политики феод. правителей Японии в 17–18 вв., когда люди насильственно по месту жительства, независимо от их принадлежности к той или иной школе буддизма, прикреплялись к будд. храмам, сложилось положение, при к-ром храмы сосредоточивают свою деятельность не столько на проповеди вероучения в интерпретации соответствующей школы, сколько на обрядовой стороне дела, точнее, на поминально-заупокойном культе. Отправление обрядов является гл. источником доходов подавляющего большинства храмов. Немало средств извлекается также от продажи разл. сувениров, предсказаний судьбы, календарей. Для ряда храмов, имеющих древнюю историю, осн. источником денежных поступлений стал туризм. Духовенство традиц. школ буддизма проявляет незначит. интерес к обществ.-политич. жизни. Большинство будд. священников придерживается консерват. взглядов, проявляет неприязнь к соц. преобразованиям. В последние годы несколько активизировались антивоенные выступления будд. духовенства. С т. зр. идеологич. воздействия на население ведущее место среди многочисл. течений в буддизме совр. Японии занимают необудд. движения. Характерной особенностью их является акцент на одну или несколько черт будд. вероучения. Хотя каждое из них претендует на ортодоксальное толкование будд. догм, на деле их доктрины зачастую представляют собой эклектич. сочетание идей буддизма с заимствованиями из др. религ. традиций — синто, конфуцианства, а в еще большей степени — из народных верований. В этом смысле необудд. движения не отличаются от др. новых религий Японии, как именуются многочисл. течения и группы, возникшие в разное время, начиная с пер. пол. 19 в., в противовес синто и традиц. школам буддизма и получившие наиб. распространение после 2-й мир. войны. Для необудд, движений, как и для новых религий в целом, характерны ярко выраженный подход к вере как средству обретения земных благ, что служит основой религ. практики: активная прозелитич. деятельность с участием всех адептов; авторитарная система (культ харизматического основателя или лидера); акцент на работу с молодежью; более активное по сравнению с традиц. школами буддизма участие в обществ.-политич. жизни. Большинство их адептов составляют представители мелкой и средней буржуазии, рабочие мелких и средних предприятий. В культе необудд. движений прослеживается более ярко выраженная по сравнению с традиц. школами буддизма монотеистич. тенденция. Самую большую группу необудд, движений составляют движения, догмы к-рых связаны с вероучением Нитирэна: Сока гаккай, Риссе косэй кай, Рэй ю кай и ряд других. Нитирэновские движения составляют наиб. мощное течение новых религии в целом, играют самую активную роль в религ. жизни Японии. Сравнительно небольшая часть необудд, движений восходит по своему происхождению к традиц. школам буддизма, как Тэндай, Сингон, Дзё-до. Наиб. крупной из них является Синнё эн. Япония является крупн. в мире центром по изучению буддизма, привлекающим ученых из разных стран. После 2-й мир. войны значительно активизировалась миссион. деятельность яп. проповедников за рубежом, прежде всего в США и Зап. Европе. А. М. Кабанов, Г. К. Светлов