символ буддизма, подобно тому, как крест — символ
христ-ва, полумесяц — ислама, ворота “тории” — синтоизма. Тексты определяют его сл. образом: алмаз, громовой топор, пучок скрещенных молний, выступающие как символ божеств, истины учения Будды.
В инд. мифологии В. была известна задолго
до буддизма как громовой топор бога Индры
и ряда других богов.
Ее эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с
4 или 100 углами, 1000 зубцами. В. может иметь вид диска,
а может быть крестообразной.
Ей приписывали способность вызывать дождь
и быть символом плодородия.
В буддизме облик В. таков: перехваченный посередине пучок молний
с загнутыми концами (известны одинарный, двойной, тройной, крестообр. варианты).
Ряд верховных божеств пантеона имеют слово “В.”
в составе своих имен и В.
в качестве одного
из атрибутов. Таковы Ваджрадхара — “держатель В.” (символ принципа просветления), Ваджрапани — “рука, держащая В.” (символ уничтожения тупости
и заблуждения), Ваджрасаттва — “имеющий сущность В.” (символ очищения)
и др. В ваджраяне В. олицетворяет мужское начало Вселенной, сострадание, активность.
В будд. изобраз. искусстве она выступает
в паре с колокольчиком — символом женского начала, мудрости, пассивности.
Н. Л. Жуковская