(монг., тиб. полностью — вачирдара
далай-лама, букв. «держащий ваджру
океан-учитель», т. е. учитель, чьи знания бесконечны, как океан) — титул политич.
и духовного владыки тиб, народа. Д.-л. защитник
и покровитель верующих, земное воплощение Авалокитешвары, будд. персонификации милосердия.
Титул Д.-л. по происхождению монг.
В 1578 монг. князь
Алтан-хан присвоил его Соднам Джамцхо. 3-му наместнику школы гелугпа (1543-1588). Впоследствии титул распространился и
на двух предшествующих наместников. Именно монг. вариант титула Д.-л. стал известен
во всем мире.
В самом же Тибете Д.-л. называют Дже римпочхе (Драгоценный владыка)
и Тхамчад кхьенпа (Всеведущий).
В истории Тибета известно
14 носителей титула Д.-л., однако верующие принимают
их всех за одного, существовавшего последовательно
в каждом из
14 тел. После смерти очередного Д.-л. начинались поиски его нового воплощения.
Новый Д.-л. избирается после обнаружения
и идентификации в качестве воплощения или реинкарнации предыдущего
(см. Тулку). Новую реинкарнацию отыскивают по характерным признакам среди мальчиков, родившихся спустя
49 дней, но
не более чем через
2 года после смерти предыдущего Д.-л.
Образование Д.-л. получал
в монастырях школы — гелугпа. Полная интронизация происходила в
16–18 лет. До достижения совершеннолетия нового Д.-л. страной управлял регент. Имена первых Д.-л. следующие: Д.-л.
I — Гедундуб (1391-1474), известен как настоятель монастыря Ташилхунпо; Д.-л.
II — Гедун Джамцхо (1475-1542), был настоятелем монастыря Дрепунг, Д.-л.
III — Соднам Джамцхо (1543-1588), основал монастырь Гумбум; Д.-л.
IV — Ендон Джамцхо (1589-1617), правнук
Алтан-хана, единственный нетибетец
в традиции Д.-л.
Е. Д. Огнева