Словарь буддизма

Печать

ДИГНАГА

. Опубликовано в Д

(ок. 450-520) — основатель инд. школы йогачара-мадхьямика и будд. логики. Уроженец Канчи в Южн. Индии. В буддизм обращен учителем из хинаянистической школы ватсипутриев, затем учился у Васубандху, с к-рым разошелся в вопросах логики. Снискал себе славу искусного диспутанта. Много путешествовал по Орисе и Махараштре, но большую часть жизни провел в Андхре недалеко от современного Мадраса. Умер в одиночестве в лесу в Ориссе. Все его работы, за исключением двух ранних, посвящены гносеологии и логич. проблематике. За основу своих логич. разработок Д. взял реалистич. логику найяиков, но истолковал ее в духе будд. идеализма и попытался сделать чисто дедуктивной наукой, о чем свидетельствуют такие его сочинения, как «Праманасамуччая» (сборник афоризмов об источниках достоверного знания), «Хету-чакрахамару» (колесо среднего термина, повернутое правильно), «Аламбана-парикша» (рассмотрение объектов мысли), «Ньяямукха» (начало логики). Д. разделил вывод на «для себя» и «для другого», дал ориг. интерпретацию правила трехаспектности для среднего термина, систематизировал логич. ошибки, построил архаич. систему логики трех операторов для непустых классов объектов, сформулировал концепцию об относит. значении слов. Н. А. Канева