Словарь буддизма

Печать

ЗАКОН ЗАВИСИМОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (санскр. — пратитья-самутпада, пали — патичча-самуппада)

. Опубликовано в З

цепь причинности. Описывает деятельность отд. элементов-дхарм в мировом процессе, последовательность их появления в пространстве и во времени, в част., последовательность причин страдания и событий, ведущих к рождению, старости и смерти. Буддисты различают 3 вида причинных связей: для элементов мертвой материи, для органич. мира, где происходит постоянный рост живых существ: для психич. мира, где действие нравств. причинности (карма) накладывается поверх естеств. причинности, действующей в мире живого. В мире неживой материи причины и следствия однородны, напр. 4 главных и 4 вторичных элемента материи связывает отношение одновременности (сахабху). В органич. мире выражением цепи причинности является двенадцатичленная формула “колеса жизни”. Эта формула вызвала много схоластич. дискуссий в разных школах буддизма, связанных с расхождениями в определении числа составляющих ее элементов (в нек-рых школах называли не 12, а 10, 9, 5 и даже 3 ступени, по к-рым распределяются образующие живое существо элементы). В живописи двенадцатичленная формула изображалась как внешний обод “колеса жизни”. Действующая в мире сознания карма является гл. силой, контролирующей постепенный прогресс мирового процесса к окончат. освобождению. Н. А. Канаева