Словарь буддизма

Печать

ЗАСЛУГА (санскр. — пунья, пали — пуння)

. Опубликовано в З

благое действие (положит. поступок), влияющее на формирование хорошей кармы. Антонимами этого термина являются апунья (дурные поступки) и папа (зло), формирующие плохую карму. В концепцию заслуги включены такие понятия, как благие потоки, дурные потоки, поле благой заслуги, источники заслуги, передача заслуги, заслуги, формирующие хорошую карму чувственного мира, заслуги, присущие сферам чувственного, иллюзорного и чистого сознания, и др. понятия. В буддизме тхеравады сангха именуется “несравненным полем заслуги в этом мире”, что обосновывается двумя гл. канонич., т. е. не подлежащими сомнению, положениями. Во-первых, сангха была основана самим Буддой, ее члены слушали поучения из его уст. и традиции “слушавших самого учителя” с тех пор сохраняются в будд. общине. Во-вторых, члены сангхи накапливают заслуги с помощью медитации. В канонич. текстах описываются 6 стадий накопления заслуг через медитацию: воспоминание о постоянном, незримом присутствии в сангхе Будды; воспоминание об учении Будды; воспоминание о праведном образе жизни членов сангхи, о восьмерых великих учениках Будды, к-рые выполняли свои функции попарно; воспоминание о несокрушимости морального облика члена сангхи; воспоминание о радости, к-рую приносит просветление; концентрация на богах, божествах, небесных существах и перенесение их достоинств в личность медитатора. Попав в сангху, верующий начинает непрерывно улучшать свою карму. Путь в сангху обусловлен четырьмя “потоками”: дарением одежды, подношением пищи, обеспечением жильем и лечением членов сангхи. В сутрах и комментариях к ним расписаны осн. благие поступки — “десять благих деяний”, к-рые должен совершить монах и мирянин. В цепи причинно-следственных отношений возрождение — карма — заслуга именно последняя является активным агентом, определяющим состояние всех сфер существования. Важнейшие трактаты тхеравады — “Вимуттимагга” и “Висуддхимагга”, считающиеся будд. энциклопедиями, описывают путь к просветлению через механизм реализации заслуг, подразумевая под ним прохождение по восьмеричному пути. Благодаря возможности накопления заслуг уровень существования человека становится центральным в системе будд. мироздания, а сам человек возвышается над сверхъестеств. миром. В отличие от тхеравады в махаяне и особенно в ваджраяне концепции накопления заслуг не придается столь большого значения; более важным в них считается магич. практика, проникновение в сокровен. сущность тантр (см. Тантра). ведущие гораздо более быстрым путем к достижению состояния просветления. В. И. Корнев