Словарь буддизма

Печать

КАЛАЧАКРА (санскр., букв. «колесо времени»)

. Опубликовано в К

одна из важн. систем будд. тантры, относящаяся к разряду «ануттарайога»; текст, излагающий эту систему. В Индии К. появляется лишь в 10 в. н. э.: согл. традиции, в 965 ее приносит Цилупа из полулегендарной страны Шамбалы, где учение сохранялось с того времени, когда оно было поведано Буддой царю Шамбалы Сучандре. К. — позднейшая из общепринятых доктрин ваджраяны и, заметно отличаясь своей терминологией и мифологией от других тантр класса «ануттарайога». несет отпечаток влияния небудд. филос.-религ. систем: вишнуизма, шиваизма, манихейства и др. Особенно заметно влияние ислама: так. первым годом в хронологич. системе К. считается год хиджры (ошибочно 624 вместо 622). Астрологич. и астрономич. исчисления К., на к-рых строился календарь 60-летних циклов, распространенный во мн. странах Азии, придали большую известность этому учению. Филос. новизна К. обнаруживается прежде всего в том, что здесь на уровне тантры доводятся до логич. завершения монистич. тенденции махаяны, вводится концепция Адибудды — первоисточника бытия, персонифицируемого в образе 24-рукого Калачакры и его праджни, олицетворяющих слияние Времени и Пустоты. Внутр. реализация тождества микро- и макрокосма, понимаемая как «пробуждение» (бодхи), достигается с помощью сложной психотехники, проводимой, как правило, по методу «шестичленной йоги». Осн. текст традиции К. — Калачакра-мула-тантра считается утраченным. Важнейшим из сохранившихся сокращенных версий считается Калачакра-лагху-тантра-раджа, а наиб. ранний и важный из комментариев, Вималапрабха, приписывается третьему (начиная с Сучандры) царю Шамбалы — Пундарике. А. А. Терентьев