Словарь буддизма

Печать

КОАН (яп., кит. — гунъань)

. Опубликовано в К

одна из двух важн. практик в дзэн-буддизме, помогающая достичь «пробуждения» (сатори). Первонач. в кит. яз. этим термином обозначался офиц. документ в судебной практике, но с сер. 8 в. им стали обозначать истории из жизни чаньских патриархов, к-рые учитель предлагал ученику в качестве интеллек. задачи. Как правило, К. содержат элемент парадоксальности, и решить его рац. способом невозможно. Он должен полностью завладеть созначием ученика, вытеснив прочие мысли, и тогда после предельного ментального напряжения наступает внезапный «прорыв» и смысл К. становится понятным. Мн. К. считались нормативными и передавались из поколения в поколение. Два наиб. знаменитых сборника К. были составлены в 11–13 вв.: «Умэньгуань» («Застава без ворот») и «Бияньлу» («Записки у бирюзовой скалы»). Эти сборники использовались и яп. наставниками. Направление Риндзай-сю отдавало К. предпочтение перед сидячей медитацией: ученикам предлагалось решать поочередно один К. за другим. Напротив, в школе Сото-сю ученику предлагался лишь один К. на всю жизнь, а более важной считалась практика медитации. А. М. Кабанов