Словарь буддизма

Печать

ЛАМАИЗМ В ТУВЕ

. Опубликовано в Л

региональная форма ламаизма, сложившаяся на территории Тувы в 18–19 вв. Знакомство тувинцев с буддизмом произошло в 13–14 вв., когда Тува входила в состав Монг. империи. Самые ранние будд. храмы, обнаруженные археологами на территории Тувы, датируются 13–14 вв. Во второй половине 18 в. после разгрома Джунгарского ханства, в к-рое входила Тува, войсками правившей Китаем маньчж. династии Цин Тува попала в подчинение Китаю. В это же время на территории Тувы начинают активную миссионерскую деятельность монг. ламы, представители школы гелугпа. Начиная с 60-х гг. 18 в. в Туве появляются первые стационарные ламаистские монастыри. Однако потребовалось еще сто лет, прежде чем Л. в Т. сформировался как самостоят. форма буддизма. Тув. монастыри (хурэ) имелись в каждом хошуне (администр. единица), с экономич. т. зр. они представляли собой крупные феод. хозяйства, владели скотом и крепостными аратами, занимались торговлей. Л. в Т. не имел своего религ. центра, хурэ административно подчинялись главе монг. церкви. Тувинцы-ламаисты часто совершали паломничества в монастыри Монголии. Структуру церк. орг-ции Л. в Т. заимствовал у монголов без особых изменений (те же штатные должн. единицы, те же монаш. степени и звания). Ламаизм оказал значит. влияние на традиц. культуру тувинцев: наложил отпечаток на народные обряды жизнен. цикла (свадебные, родильные, погребальные), календарные праздники, на народную медицину, привел к модернистским новшествам в шаманизме, но и сам испытал на себе его сильное влияние. Особой популярностью в Л. в Т. пользовалась мистерия цам, известная всем странам ламаистского мира. Тиб. медицина с ее трактатами получила в Туве распространение и признание; ламы-лекари почитались народом, хотя, как и во всякой народной медицине, среди них имелись и шарлатаны. В отличие от Тибета, Монголии, Бурятии Л. в Т. не знал культа перерожденцев. К кон. 20-х гг. 20 в. в Туве насчитывалось 19 хурэ, ок. 3 тыс. лам. К нач. 40-х гг. все хурэ были закрыты, и лишь несколько стариков-лам продолжали обслуживать ритуальные нужды населения. С 1990 в Туве предпринимаются попытки возродить будд. общину. Н. Л. Жуковская