категория классич. кит. философии, обозначающая структурообразующее, оформляющее начало универсума. Первонач. появляется
в конфуцианских текстах, откуда
и позаимствована буддистами, прежде всего — представителями школы
Хуаянь-цэун. В буддизме Хуаянь Л. рассматривалось обычно
в оппозиции «ли — ши», «принцип — вещи (или дела)».
Под Л. понималась изначальная абсолютная субстанция, истинная сущность всех дхарм, составляющая внутр. основу
и регулирующую природу всех вещей феноменального мира.
В данном значении Л. отождествлялось
с универсальным «телом будды», абсолютом и «природой будды» как исходной сущностью любого живого существа
и всего мира
в целом. Будд. интерпретация категории Л. непосредств. повлияла
на неоконфуцианство, в
к-ром Л. стало осн. понятием, давшим
и само кит. название неоконфуцианству — «Ли сюе» (учение
о принципе, «принципология»).
Е. А. Торчинов