сложное сакральное явление
в буддизме, имеющее несколько уровней значения.
В др.-инд. лит-ре М. означало: круг, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность,
об-во, собрание, вид змеи, одна
из частей Ригведы
и т. д. Все эти слова
в санскрите, кроме вида змеи, являются существительными мужского рода.
В будд. традиции термин М. приобрел дополнит. ряд значений: 1) магич. диаграмма, используемая
в практике созерцания; 2) филос. концепция будд. Вселенной, или «карта» космоса; 3) иерархич. лестница, на
к-рой размещен пантеон богов; 4)
в культовой практике — блюдо для сбора жертвоприношений. М. как магич. диаграмма
и как «карта» космоса представляет собой круг, вписанный
в квадрат, к-рый в свою очередь
опять-таки вписан
в круг. Внешний круг — Вселенная, внутр. круг — средоточие бога или любого другого сакрального объекта (чаще всего это символ, заменяющий божество
в ритуале). Квадрат ориентирован по сторонам света
и имеет с каждой стороны
Т-образные выходы,
т. н. ворота
во Вселенную. Поле квадрата поделено на
4 части. Пятую часть образует центр. Каждая
из них имеет свою окраску: синюю, красную, белую, желтую, зеленую. Каждый цвет ассоциируется
с одной из сторон света,
с одним из будд созерцания
(см. Дхьяни-будда, Панча-татхагата),
с одним из органов чувств,
с одной из мудр (сакральное положение рук),
с одной из мантр (сакральная формула вызывания божества). Адепт
в процессе созерцания должен по очереди воспроизвести
в себе все, что изображено на М., слить себя
с божеством, изображенным
в центре, после чего для верующего наступает высшая стадия созерцания — слияние
с космич. абсолютом. М. часто изображают
на полу и
на потолке храма.
Они могут быть плоскостными
и рельефными, их рисуют на ткани и
на песке, делают
из металла, камня, дерева, а
в Тибете даже вырезают
из масла, окрасив последнее
в соответствующие ритуальные цвета. М.
в виде металлич. блюда, на
к-рое посетители храма кладут свои подношения (деньги, спички, конфеты),
так же имеет соответствующие сакральные признаки:
в центре изображается божество или его заменитель,
в качестве к-рого могут выступать ваджра, мифич. гора Меру как центр будд. космологии, дворец «идеального монарха» чакравартина.
Все это перемежается разл. будд. символами: цветами лотоса, вазой
с напитком бессмертия, колесом с 8-ю спицами (символ восьмеричного пути, предложенного человечеству Буддой), раковиной, закрученной спиралью вправо,
и т. д. Как модель Вселенной М. имеет аналогии с др. культовыми сооружениями
и предметами человеч. истории — зиккуратами Древнего Вавилона, мегалитич. сооружениями типа Стоунхенджа, шаманскими бубнами народов Сибири. Подобная геометрич. схема лежит
в основе храмового зодчества
не только в буддизме, но также в христ-ве и
в исламе. Н. Л. Жуковская