Словарь буддизма

Печать

МАХИЩАСАКА (санскр., в будд. традиции — «устроители Земли», махищасака — «те, к-рые направляют»)

. Опубликовано в М

самая древняя из 18 школ раннего буддизма. Образование М. будд. традиция связывает с монахом по имени Пурана, к-рый по окончании 1-го сангити (в Раджагриха, 6–5 вв. до н. э.) сохранил проповеди Будды такими, какими он слышал их от самого Учителя. Кроме того, Пурана настаивал на включении в Виная-питаку 7 дополнит. правил, к-рые были отвергнуты старейшинами сангхи. Сакральным цветом М. считался голубой. Из свящ. текстов махищасаки отдавали предпочтение Сутра-питаке. Основа воззрений школы М. — учение о мгновенности просветления (экакшаняка-бодхи). Благую карму М. считала источником прекращения существования. Дар, сделанный сангхе, согласно их учению, является более ценным, чем дар Будде, поскольку Будда отождествлял себя со всей сангхой. М. уделяла спец. внимание практике медитации (самадхи). Расцвет школы приходится на период правления династий Сатаваханов (2 в. н. э.) и Икшваков (3 в. н. э.). Особое покровительство М. оказывали члены царского рода Эхувулы Чамтамулы из династии Икшваков. В 5 в. н. э. М. пользовалась покровительством хотанского правителя Торама Шаха. М. получила распространение в Юго-Вост. (2–3 вв. н. э.) и Сев.-Зап. (5 в. н. э.) Индии, Цент. Азии и Китае (4 в. н. э.). В 7 в. Сюаньцзан и Ицзин встречали последователей этой школы в Уддийяне, Хотане и на Ланке. Л. Р. Фурцева