Словарь буддизма

Печать

МЕДИЦИНА ТИБЕТСКАЯ

. Опубликовано в М

явление в истории науч. мысли Тибета, тесным образом связанное со всем комплексом знаний, включаемых в систему 10 наук и разработанных собственно тиб. ориг. культурой. Теоретич. база М. т. восходит к текстам тантры и абхидхармы. Ее основу составляет учение о трех ньепа, или «виновниках», — лунг (ветер), три (желчь), бадкан («слизь»). Эти три виновника функционируют по законам ца, или «пульсации». Тиб. медики определяют жизнь как «пульсацию», а здоровье и болезни, по их мнению, зависят от «пульсирующих» сущностей — «ветра», «желчи», «слизи». Формирование теоретич. основ М. т. относится к периоду распространения буддизма на территории Тибета (5 в.) и связывается преимуществ, с переводами с санскрита и, видимо, с кит. Осн. Текст — «Чжудши» («Четыре основы») строится на соч. инд. авторов Вабхати-младшего и Чандрананды, а в плане теоретич. осмысления восходит (как и др. тиб. медицинские сочинения) к текстам тантры и абхидхармы. Его части: «Ца-чжуд» («Дефиниция, или определение медицины»), «Шед-чжуд» («Теоретическая медицина»), «Маннаг-чжуд» («Клиническая медицина»), «Чи-чжуд» («Фармацея», или, точнее, «Инструментарий медицины»). Их совокупность составляет предмет М. т. Дальн. ее развитие связано с семьей знаменитых тиб. медиков, в частн., с именем Ютогба Йондан-гомбо младшего (1112-1209). Он является автором «Восемнадцатичленного» комментария на «Чжудши». В своем трактате он самостоят. разрабатывает диагностику болезней, описывая пульсацию по 11 пунктам, разрабатывает учение о применении ртути как лечебного препарата и ее обезвреживании. Огромный вклад в развитие М. т. внес Десрид Санчжай Джамцхо (1653-1705), регент Тибета и ученый-энциклопедист. Он является автором труда «Лхантхаб» («Руководства по терапии») как дополнения к 3-й части «Чжудши» и «Вайдурья-онбо» (комментария к «Чжудши»). К числу уникальных памятников науки и культуры Тибета и стран Цент. Азии относится "Атлас иллюстраций трактата «Вайдурья-онбо», более известный как «Атлас тибетской медицины». Этот комплект таблиц на 77 листах иллюстрирует все разделы «Чжудши» и «Вайдурья-онбо». Кармапа Данзанпхунцхог из Дерге в 1723 составляет «Шелтренг» — знаменитый трактат-руководство по фармакогнозии М. т. Учение о лекарствах подразделяется на 4 самостоят. дисциплины: вкус лекарств, их усвоение организмом, их действие, принцип их приготовления. В Европе первые сведения о М. т. появились благодаря венгерскому ученому-тибетологу А. Чома де Керёши. В России ее изучением до революции занимались Позднеев А. М., Бадмаев П. А. и др. Благодаря Бадмаеву в 1875 в Петербурге открываются клиника и амбулатория М. т. Интерес к М. т. практически не угасал. Ее изучением занимались Гаммерман А. Ф., Семичов Б. В., Обермиллер Е. Е. В наст. вр. изучением М. т. и ее лекарственных средств занимаются в Ин-те лекарственных растений (Москва), Санкт-Петербургском химико-фармацевтическом ин-те; с кон. 60-х гг. начато изучение источников М. т. в Бур. филиале Сиботделения РАН. Е. Д. Огнева