Термин обозначает процесс перерождения живых существ, представляющий собой «колесо», образуемое
12 ступенями. Все они должны быть преодолены. Первой ступенью является неведение (авидья), называемое первой причиной существования. Затем, основанные
на неведении — кармич. результаты (санскара).
За кармич. результатами следует индивидуальное сознание (виджняна), затем — определяемый им ум
и его выражение
в опред. форме
(нама-рупа). Далее следуют шесть чувственных способностей и
их функции (шадаятана), касание (спарша), чувство (ведана), желание (тришна). Желание порождает привязанность
к бытию (упадана),
к-рая в свою очередь определяет возникновение (бхава)
и невозникновение. Возникновение влечет рождение (джати). Рождение — конечный результат кармы,
за ним следуют старость, вместе
с горем, огорчениями, печалью, нуждой
и отчаянием, и смерть (джара-марана). Синонимами Н. в палийском языке был термин патичча-самуппада,
в санскрите — пратитья-самутпада,
т. е. закон зависимого происхождения (см. «Колесо жизни»).
Н. А. Канаева