Словарь буддизма

Печать

НИТИРЭН-СЮ

. Опубликовано в Н

яп. будд. школа, основанная в сер. 13 в. монахом Нитирэном. Такое название школа получила много столетий спустя после смерти ее основателя, первоначальное название Н.-с.- Хоккэ-сю, однако как в апологетич., так и в науч. лит-ре школу принято именовать Нитирэн-сю на всех этапах ее существования. Канонич. текст Н.-с. — Сутра Лотоса благого Закона, что отразилось в первонач. названии школы (Хоккэ-кёпо-японски Лотосовая сутра, распространенное сокращение полного названия). Фундаментом догматич. построений Н.-с. были доктрины школы Тэндай-сю. Опираясь на тэндайскую типологию будд. учений, Нитирэн активно проповедовал исключительность учения своей школы и обосновывал необходимость запрещения практически всех современных ему будд. объединений (в первую очередь школы дзэн-буддизма, Дзёдо-сю, а также  Сингон-сю и Риссю), крайняя нетерпимость к деятельности к-рых являлась отличит. чертой Н.-с. Используя т. н. основные проповеди Будды Шакьямуни, запечатленные в Сутре Лотоса благого Закона, Нитиран доказывал правомерность претензий своей школы на роль спасителя Японии и ее жителей в век «конца Закона». Сотериологич. доктрина Н.-с., базирующаяся на тэндайском учении о десяти взаимопроникающих «мирах дхармы», воплощена в т. н. трех великих тайных законах: 1) Поклонение гохондзону (досл. «истинно-почитаемому») — мандале с начертанными в центре знаками МЁ ХО РЭН ГЭ КЁ (полным яп. названием Сутры Лотоса благого Закона). Каждый знак считался выражением «откровений» Будды, а вся надпись — истинной сущностью будд. Закона. Гохондзон рекомендовалось иметь всем без исключения жителям Японии. 2) Посещение кайдана — всеобщего места единения. Наставник-монах Н.-с. должен посвящать каждого пришедшего сюда в сокровенный смысл знаков МЁ ХО РЭН ГЭ КЁ. Нитирэн предусматривал создание «великого кайдана», к-рый имел бы общегос. значение и в к-ром предполагалось хранить «великий гохондзон», главный в стране. И то и другое должно было стать символом «великого единения» всех членов общества. 3) Произнесение «даймоку» — фразы «Наму Мё ко рэн гэ кё» («Слава Сутре Лотоса благого Закона!») — что приобщает адепта Н.-с. к «сокровенным истинам», выраженным в Лотосовой сутре. Следование «трем великим тайным законам» должно было привести к высвобождению в человеке «мира будды» и подавлению других, низших «миров». После смерти Нитирэна Н.-с. разделилась на несколько фракций. В течение более чем семивековой истории своего существования Н.-с. почти все время находилась в непримиримой оппозиции не только к др. будд. объединениям, но и к светским властям, что было вызвано гл. обр. религ. причинами. Однако данное противостояние объективно отражало претензии городских слоев, купечества, мелкого и среднего дворянства (самурайства) на большую роль и права в обществе. Н.-с. как совокупность будд. школ, отпочковавшихся от Хоккэ-сю, а также светских нитирэнистских орг-ций, до наст. вр. представляет одно из ведущих направлений в яп. буддизме. Кол-во храмов приближается к 10 тыс., число адептов превышает 10 млн человек. А. Н. Игнатович