магич. мантра, состоящая из
6 самостоят. слогов, самая популярная
во всех будд. странах.
Ее произносят, перебирая четки, буддисты всех национальностей. Камни (мани), на
к-рых она написана, встречаются повсюду
от Непала до Южн. Сибири. Будд. легенды связывают появление ее
с проповедями самого Будды
(6–5 вв. до н. э.). Однако, по мнению специалистов, она впервые встречается
в тантрийских текстах
3 в. н.э. Довольно часто
в литературе ее пишут в виде 4-х слогов: «0м мани падме хум»
и даже переводят «0м,
ты сокровище на лотосе», что вполне соответствует реальному значению
на языке санскрит входящих
в нее слов: мани — драгоценность, жемчужина; падма — цветок лотоса.
Но если большинство рядовых буддистов воспринимает эту мантру как обычную повседневную молитву, то высшие слои будд. духовенства
и просто образованные буддисты, особенно последователи ваджраяны, вкладывают
в нее глубокий сакральный смысл.
С их т. зр. очень важно, что мантра адресована
не любому будд. божеству,
а только бодхисаттве Авалокитешвара, персонификации сострадания
ко всему живому
в нравств. и филос. системе буддизма. Каждый из
6 слогов ассоциируется
с одним из
6 миров, из
к-рых состоит обитаемая Вселенная: миром богов, миром воинственных небожителей асуров, миром людей, миром животных, миром вечно голодных демонов прета, миром ада. Однако для достижения конечной цели спасения
в каждом из миров только повторения слогов недостаточно.
Оно должно сопровождаться медитацией-созерцанием
(слогов-символов и размышлением над
их значением. Слог ОМ наиболее значимый
в мантре. Произнося слог ОМ, созерцающий должен внутр. взором увидеть Авалокитешвару
в белом одеянии (сострадание).
Слог МА вызывает видение будды Вайрочана синего цвета (спокойствие), НИ — видение будды Ваджрасатва белого цвета (очищение), ПАД — видение будды Ратнасамбхава желтого цвета (созерцание), МЕ — красный Амитабха (уничтожение заблуждений), ХУМ — зеленый Амогасиддхи (трансцендентное мышление). Только достижение состояния просветления при созерцании посл. слога может привести
к наивысшей результативности этой мантры.
Н. Л. Жуковская