Словарь буддизма

Печать

ПРАТЬЯКША (санскр.)

. Опубликовано в П

восприятие, один из двух (наряду с выводом) источников достоверного знания в будд. гносеологии. Буддисты полагали восприятие чистой чувственностью, лишенной к.-л. примеси мышления, а след., и иллюзорности, функция чистого восприятия сводилась ими к реакции органов чувств на сигналы о наличии объекта восприятия в сфере их действия. Восприятие является обязат. условием всякого знания, но, поскольку в нем не участвует мышление, то его результат невыразим, это «истина-в-себе». Со сферой мышления чистое восприятие связывает продуктивное воображение, к-рое следует непосредств. за актом чистого восприятия и конструирует образ познаваемого объекта, выражаемый затем в суждении типа «это корова». Дхармакирти называл четыре вида восприятия: чистое восприятие, или восприятие внешних объектов посредством внешнего чувства; продуктивное воображение, или восприятие внешних объектов посредством внутр. чувства: интроспекция; восприятие йогинов (восприятие предметов на расстоянии посредством сосредоточения на них). Н. А. Канаева