не были актуальными для идеологов буддизма до 50-х годов
20 в. Лишь с появлением термояд. оружия
и др. средств массового уничтожения эти вопросы стали объектом острой дискуссии, оказывающей заметное, возможно решающее, влияние
на модернизацию учения буддизма.
В наст. вр. можно выделить три подхода
к этой проблеме:
морально-нравств., кармич.
и соц.-политич. Морально-нравств. подход
к проблемам войны
и мира аргументируется
с ортодокс. позиций учения буддизма. Сторонники этого подхода утверждают, что только нравств. образ жизни, проповедуемый буддизмом, может спасти человечество
от гибели. Эта идея доказывается ссылками
на жизнь и миссион. деятельность принца Гаутамы,
на эдикты царя Ашоки, касающиеся разных аспектов учения,
на канонич. тексты. Наиболее часто используются изречения
из Дхаммапады и текст Мангала-сутты (из первого раздела
Кхуддака-никая), в
к-ром перечисляются формулы поклонения
и осн. заповеди буддизма. Несмотря
на кажущуюся простоту
и даже примитивность такого подхода
к проблемам войны
и мира, при
к-ром осн. нагрузку несут изречения Дхаммапады, типа «Ибо никогда
в этом мире ненависть
не прекращается ненавистью,
но отсутствием ненависти прекращается она» (Дхаммапада. 5; далее — Дх.);
«Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей,
а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель
в битве» (Дх. 103); «Победа порождает ненависть; побежденный живет
в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся
от победы и поражения» (Дх. 201)
и т. д., следует помнить, что
за этой простотой скрывается целая система мировоззрения
со своими догмами, теориями
и традиц. логикой. Сторонники
морально-нравств. подхода подчеркивают вторичность соц., экономич.
и политич. проблем по сравнению
с задачами морально-нравств. совершенствования природы человека, ратуют прежде всего
за пропаганду учения буддизма, уповают только
на добрую волю
пр-в в борьбе за установление мира
на земле. Эта т. зр. наиболее последовательно проводится «Всемирным братством буддистов»
и отражена в его документах. Кармич. подход, несмотря
на его широкое распространение среди буддистов, особенно среди монахов, как правило,
не описывается в популяр, журналах,
т. к. его сторонники обоснованно считают, что пропаганда
в печати кармич. концепций по проблемам войны
и мира может вызвать конфликт между представителями разл. религий
и тем самым повредить консолидации сторонников мира.
Этот подход порожден верой
в незыблемость кармич. закона,
к-рый господствует над людьми,
об-вом, нациями,
гос-вами, всем человечеством, над нашей планетой
и всей Вселенной (как сумма карм живых существ). Логически
он обосновывается ссылками
на действие кармы, закона зависимого происхождения
и стадиальную деградацию веры, описанную
в трактатах «Милинда паньха» и «Висудхимагга» Буддхагхоши.
В основе кармич. подхода лежат представления, выводимые
из толкований к палийскому канону,
о неуклонной деградации человечества
из-за падения нравов
и утраты веры, особенно
в результате развития капитализма
и распространения материализма. Поскольку карма
об-ва, страны
и т. д. есть сумма индивид. карм, то судьба
об-ва зависит
от морально-нравств. установок индивидуумов, его составляющих. Истинная нравственность, формирующая благоприятную карму, присуща людям, вставшим
на срединный, или восьмеричный путь, хранителем ценностей
к-рого является сангха. След., для улучшения обществ. кармы надо создавать благоприятные условия существования будд. общины,
и там, где такие условия имеются, общество выживет
в случае термоядерной катастрофы. Др. аспект рассуждений сторонников кармич. подхода сводится
к утверждению, что страны, производящие разл. средства массового уничтожения, формируют плохую карму,
к-рая приведет их
к взаимному уничтожению,
а слаборазв. страны ядерная катастрофа минует стороной. Кармич. подход
не обсуждается также
на будд. и др. форумах, поскольку это вопрос веры,
к-рый не содержит и
не может содержать конструктивных предложений. Соц.-политич. подход
к проблемам борьбы
за мир характерен гл. обр. для международ. будд.
орг-ции Азиатская буддийская конференция
за мир (АБКМ).
Этот подход был обусловлен задачами АБКМ, сформулированными первым президентом АБКМ
Хамбо-ламой С. Гомбоджавом в первом номере журнала «Буддисты
за мир»: 1 ) обеспечить тесное сотрудничество буддистов всего мира
в улучшении мира
в Азии и
во всем мире; 2) пропагандировать
и осуществлять идеи мира, справедливости
и человеч. достоинства — суть учения Будды; 3) защищать
и поддерживать нац. независимость
и противостоять империализму, колониализму
и неоколониализму; 4) противостоять агрессивным военным блокам и
их базам в Азии и бороться за мир и безопасность в Азии на основе принципов Панчашила; 5) а) содействовать общему
и полному разоружению
и запрещению производства, испытаний, накопления
и использования термояд. оружия
и др. средств массового уничтожения; б) защищать права человека путем ликвидации голода, нищеты, невежества, расовой
и соц. дискриминации, несправедл. экономич. порядка
и религ. нетерпимости
и сегрегации; в) создавать новый экономич. порядок, базирующийся
на соц. справедливости, равенстве
и гуманности; 6) поддерживать сотрудничество с др. мирными
и солидарными движениями религ.
и нерелиг. орг-ций, преследующими сходные цели.
АБКМ последовательно проводит
в жизнь все
6 вышеперечисл. пунктов.
В. И. Корнев