Лит-ра, известная под названием праджняпарамитской
(т. е. та, в
к-рой речь идет о «высшей мудрости»), собиралась
в Индии в течение мн. веков, начиная с
1 в. до н.э. Ведущий авторитет в
ее изучении, Э. Конзе, различает четыре периода в
ее истории (см.:
Conze E. Selcted Saying from the Perfection of Wisdom, 1955). Осн. масса текстов была собрана
и обработана в течение 3-го периода. Наиболее известными сочинениями этого комплекса являются «Бриллиантовая сутра» и «Сутра сердца», относящиеся, по мнению
Э. Конзе, к
4 в. Известным праджняпарамитским текстом является также «Абхисамаяланкара», названная
Э. Конзе «опьянением необусловленным»;
в ней анализируется метафизич. концепция шуньяты — пустоты, или относительности всех вещей.
Эта концепция считалась основой всякой мудрости
и являлась гл. темой мн. махаянских сочинений
и медитаций. Позитивным аспектом шуньяты сторонники махаяны считали понятие «татхата» (или «таковость»),
к-рое, так же как
и понятие шуньяты, по мнению буддистов, ведет ум
к непосредств. осознанию запредельной мудрости
(см. также Парамита, Праджня).
Н. А. Канаева