категория ср.-век. яп. эстетики, ассоциирующаяся
с древностью, одиночеством, спокойствием
и отстраненностью. Значение термина менялось
с веками. Впервые встречается
в поэзии Фудзивара Тосиари (1114-1204), где оно связано
с печалью и одиночеством («тростник
в инее на морском берегу»).
В 14 в. Дзэами (1363- 1443), Синкэй (1406-1475)
и Дзэнтику (1405-1468) подняли концепцию С.
на более высокий филос. уровень как идеала холодной красоты, соотнеся ее
с будд. отношением
к миру, когда признается изнач. пустота всех вещей, преходящий характер феноменов
и неизбывное одиночество индивидуума
в этом иллюзорном мире.
В восприятии Басе (1644-1694)
и особенно его последователей С. стало ассоциироваться одновременно
с яркой, кричащей красотой, противостоящей преходящему
и непостоян. миру живых существ. Печальное настроение, навеваемое С., превращается
в источник наслаждения неопределенным, ускользающим характером истинной красоты
и изящества. А. М. Кабанов