В абхидхармич.
лит-ре тхеравады природа С. объясняется
с помощью закона зависимого происхождения. Доказывается, что выводы разума,
к-рый формируется
в условиях сансары, это
не что иное, как незнание, неведение, невежество. Такому разуму присуща склонность
к моральным и аморальным действиям (санскара),
в результате к-рых формируется эгоистич. или эгоцентрич. сознание (виджняна).
Это сознание реагирует лишь
на обусловленные наименования (нама)
и формы (руна), оценивая окруж. мир через призму эгоцентризма: «мое»,
«не мое», «выгодно», «невыгодно»
и т. д. В результате этого возникают соответствующие чувства (ведана)
и восприятия (саньня).
Эти порожденные психологией незнания компоненты: санскара, виджняна,
нама-рупа, ведана, самджня —
и названы в буддизме С., они конструируют «я» невежеств. человека. Человек
из-за страха перед временем
и смертью пытается
с помощью веры
в существование некоей вечной субстанции — души увековечить свое «я», проецируя его пребывание и
в этом и
в потустороннем мирах. Только истинное знание, сводимое
в буддизме к пониманию содержания триады:
анитья-дуккха-анатман (см. Трилакшана) — содействует прекращению дуккхи. Прекращение дуккхи возможно лишь
в том случае, если разум освободится
от пут привязанностей. Отрыв разума от С.
и будет главным шагом
к просветлению. Необходимо понять, учит буддизм, что конструкция из С.,
к-рую разум человека принимает
за свое «я», является непостоянной (анитья), она является объектом неудовлетворенности (дуккха),
не имеет души (анатман). Согласно Анатталакхана-сутте, освобожденный от С. разум становится независимым
от желаний и привязанностей, в результате чего
он обретает полную свободу, выражающуюся
в том, что сознание
не цепляется более
за иллюзии загробной жизни или идею возрождения
и сосредоточивается именно
на тех проблемах, решение
к-рых жизненно необходимо. Т. обр., можно предположить, что под термином «просветление» имеется
в виду осознание иллюзорности «я» как конструкции из
С. Учение о С., конструирующих сознание человека, является цент. концепцией тхеравады,
а положения о нирване, дхармах, типах сознания
и др. оказываются производными
от истолкования сущности
и функций С.
В. И. Корнев