Самая ранняя школа
в буддизме, к-рую образовали последователи Будды сразу после его смерти.
Они стремились сохранить
в памяти каждое слово, каждый жест
и каждый эпизод
из жизни учителя. Именно поэтому тхеравадины придают такое значение периодич. собраниям
ученых-монахов — сангити, участники
к-рых вновь
и вновь восстанавливают жизнь
и учение Будды. Последнее сангити было проведено в
1954–1956 в г. Мандалае (Бирма). Школа тхеравадинов была монаш.
орг-цией, зависящей
от мирян, но
не ориентированной на них. Достижение просветления мыслилось как буквальное следование образу жизни Гаутамы
и его практике медитации. Тхеравадины считают Будду земным существом, достигшим просветления благодаря своим уникальным способностям через
550 перерождений; след., согласно Т., Будда появляется среди людей через каждые
5 тыс. лет.
Для них он — учитель, знания
к-рого зафиксированы
в палийском каноне
(см. Типитака) и объяснены в многочисл. комментаторской
лит-ре. Тхеравадины
с самого начала нетерпимо относились
к малейшим отступлениям
от принятых ими дисциплинарных правил монашеской общины и
от ортодоксального истолкования образа жизни
и поступков Будды
и вели постоянную борьбу
с инакомыслящими. На третьем сангити (сер.
5 в. до н. э.) при царе
Ашоке Т. разделилась на
3 большие группы: ватсипутрия, сарвастивада
и вибхаджаявада — последнюю группу составили наиб. ортодоксальные тхеравадины,
к-рые спустя
100 лет утвердились
на Шри-Ланке, ставшей впоследствии оплотом Т.
В наст. вр. буддизм толка Т. распространен
в Шри-Ланке, Мьянме (Бирме), Таиланде, Лаосе, Камбодже, частично
в Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Малайзии, Непале.
В каждой из этих стран вследствие взаимодействия Т.
с местными культурно-религ. традициями сложились национальные формы буддизма
Т. Специфика буддизма
на Шри-Ланке, исповедуемого осн. его населением — сингалами, выражается прежде всего
в том, что сведения мифологич., легенд., историч. характера, содержащиеся
в историч. хрониках Дипаванса
и Махаванса, как бы проецируют др.-инд. картину буддизма
на Ланку, в т. ч. утверждения
о неоднократном пребывании там царевича Гаутамы.
В результате этого здесь твердо установилась версия
о том, что
о-в и был родиной буддизма.
И в наши дни тысячи паломников посещают
16 наиб. почитаемых мест,
в числе к-рых: Махиянгана раджа маха вихара
(р-н Бадуллы), якобы построенная при жизни Будды, когда
он впервые посетил остров; дерево Шри Махабодхи, под
к-рым Будда достиг просветления; Келания раджа маха вихара (район Коломбо), где стоит драгоценный трон, на
к-ром восседал Будда
во время проповедей; Кири вихара при храме Катарагама
(р-н Монарагала), где находится золотое сиденье Будды
и меч, к-рым он срезал свои волосы; пещера Диваха Гухава
и Дигхавапи раджа маха вихара
(р-н Ампарай), где Будда останавливался
на время сезона дождей,
и др. места, где Будда пребывал
в медитации или где хранятся его реликвии: локон, ключица, волосы бровей, зуб, пепел
от Будды, отпечаток его ноги
и др. В сингальском буддизме подчеркивается магич. сила будд. реликвий, защищающих
о-в от злых сил
и привлекающих добрые божества
на Ланку. Поэтому обряды поклонения этим божествам тесно увязаны
с магич. практикой
в буддизме. Характерным примером является кандийская перахера, состоящая из
5 шествий, посвященных Зубу Будды, богам Натха. Вишну, Катарагама (Скандха)
и богине Паттини. Сингальские хроники всегда достаточно эффективно воздействовали
на поступки правителей ланкийских
гос-в и побуждали сангху вмешиваться
в политику. В Бирме и Таиланде об идеологич. влиянии буддизма
на массовое сознание верующих можно говорить лишь
с нач. 2 тысячелетия н. э., когда
на терр. зап. Индокитая стали складываться крупные бирм.
и тайские гос-ва, нуждавшиеся
в разработанной идеологии. Вероятно, это была одна
из причин, побуждавшая правителей Пагана, Чиенгсена, Сукхотая, Аютии
и др. молодых
гос-в заполучить палийский канон
в его полном объеме,
к-рый, согл. молве, имелся
в прибрежных монских городах-государствах. Фрагменты борьбы
за палийский канон отражены
в историч. хрониках многих
гос-в. Огромный массив канонич. литры
на пали, хлынувший
в страны Юго-Вост. Азии, особенно после установления тесных контактов
с гос-вами Ланки, оказал глубокое воздействие на мн. сферы обществ. сознания народов Бирмы, Таиланда, Лаоса
и Камбоджи: на устно-поэтическое творчество,
лит-ру, искусство, право, философию, архитектуру, политич. воззрения
и т. д. Однако
в силу историко-культурных различий
и религ. верований
у бирманцев, таи
и кхмеров, а также иных социально-политич. условий развития буддизм Т. приобрел национальную специфику и
в странах Юго-Вост. Азии.
В Бирме традиционные бирм. верования
в духов-нагов были легко инкорпорированы
в будд. культ.,
т. к. и
в канонич. текстах наги
(в инд. мифологии — нага, наги — змеи) высоко почитаются, поскольку царь нагов укрыл Будду своим капюшоном. Следствием слияния народных
и будд. верований было
и то, что бирманцы придавали особое значение магич. ритуальным действиям,
в связи с чем и будд. медитация приобрела
в Бирме иное содержание, чем
в Шри-Ланке и Таиланде: в филос. плане через медитацию осознается содержание высшей истины (абхидхармы) (бирм. монахи считаются знатоками абхитхармич.
лит-ры, их авторитет в этой области признается даже сингальскими монахами);
в практич. жизни мн. бирманские монахи пытаются
с помощью медитации получить сверхъестеств. способности, что
не противоречит учению буддизма.
В ряде разделов
Сутта-питаки (см. Типитака) содержатся описания шести видов «высшей власти», позволяющих летать по воздуху, ходить по воде, подниматься
и спускаться на любые уровни существования, расчленять материю
на первоэлементы, предвидеть будущее
и т. д., но сам Будда осуждал демонстрацию таких сверхъестеств. способностей, поэтому в др. странах южн. буддизма использование медитации
в этих целях пресекается.
В свою очередь, практика бирм. медитации порождает всевозможные суеверия
и слухи, что ведет
к появлению мессианских настроений среди верующих
и т. д. Др. отличит. чертой бирм. буддизма являются представления
о прямой преемственности его учения
от миссионеров императора Ашоки.
Эти утверждения базируются
на текстах палийского канона
и эдиктах Ашоки. Поэтому бирманцы начиная со
2 тысячелетия н. э. ориентируются
не только на Ланку как хранилище палийского канона
и будд. реликвий, но и
на юго-вост. гос-ва Индии. Бирм. монахи считают твердынями южн. буддизма
в равной степени
Шри-Ланку и Бирму, где последней принадлежит право
на хранение и толкование «высшей истины»,
а Таиланд — страной примитивного буддизма.
В политич. плане бирм. сангха слабо поддается централизации
и контролю, ибо отдельные будд. общины регулярно замыкаются
на своей религ. практике, содействуя тем самым разобщению бирманских деревень
и появлению локальных религ. движений.
Правители же тайских
гос-в, как
и создаваемые тхеравадинские общины, ориентировались преимущественно
на Ланку и признавали приоритет ланкийского буддизма. Крупнейший историк Таиланда принц Дамронг (1862-1943)
в своих исследованиях тайского буддизма отмечал вторичность мн. важнейших культовых сооружений
в Таиланде, большинство
к-рых были копиями или подражаниями ланкийских прототипов. Специфика тайского буддизма хорошо прослеживается
в практике получения религ. заслуг.
Если в Шри-Ланке накопление заслуг происходит преимущественно через участие
в религ. церемониях
и шествиях, а также путем паломничества к св. местам, то
в Таиланде подчеркивается приоритет повседневных контактов
с сангхой, размеренного образа жизни, согласованного
с правилами будд. поведения. Поэтому для таи
не свойственна экзальтированность сигналов
в периоды религ. празднеств. Возможно, эта особенность тайского буддизма порождает относительную инертность верующих по отношению
к соц.-политич. событиям
в стране. В частн., верующие сельских районов Таиланда знают будд. проповеди
об обязанностях мирянина
и домовладельца, хотя нередко имеют смутное представление
о жизни Будды и
об учении буддизма
в целом. В. И. Корнев