Министерство юстиции не только регистрирует религиозные организации, но и контролирует их
В последнее время появилось множество религиозных организаций различного толка как традиционных, так и нетрадиционных направлений. Это свидетельствует о росте влияния духовного фактора в жизни людей. Однако всплеск религиозных движений порождает и ряд негативных явлений, в том числе появление разного рода шарлатанов, тоталитарных сект и т. п., наносящих ущерб не только семейному бюджету, но и в ряде случаев психическому здоровью граждан. В связи с этим возникает необходимость усиления контроля за деятельностью религиозных организаций со стороны государственных органов власти.
Какую же работу проводит в этом направлении Министерство юстиции РБ? Об этом мы беседуем с министром юстиции республики Б. Н. Ботоевым.
— Борис Николаевич,в последние годы в России наблюдается рост числа различных сект и религиозных организаций, пропагандирующих нетрадиционные для нас верования. Почему это происходит? Каким образом Министерство юстиции регулирует их деятельность?
— Специфика религиозной жизни России заключается вее многоконфессионности. На территории России действуют организации, представляющие более 60 религиозных направлений. Вдобавок к этому в последние годы Российская Федерация стала полем действия для различных сект и новых религиозных объединений. Деятельность некоторых из них создает угрозу общественному спокойствию, нарушает права человека, закрепленные в Конституции Российской Федерации, разрушает семьи, вредит здоровью людей.
Почему это произошло?
Во-первых, в стране нет государственной идеологии.
Во-вторых, состояние Русской православной церкви, буддистов, мусульман, иудеев, обескровленных за годы Советской власти, несравнимо с возможностями новых религиозных движений, обладающих значительными финансовыми ресурсами, кадровым потенциалом для ведения миссионерской деятельности.
26 сентября 1997 года принят Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», явившийся плодом компромисса государственных и традиционных религиозных конфессий России. Он призван остановить победное шествие различных сект.
На профессиональном уровне реализацией закона занимаются только Министерство юстиции Россиии органы юстиции на местах.
В соответствии со ст.11 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации.
Министерство юстиции Республики Бурятия регистрирует местные,а также централизованные организации, состоящие из местных религиозных организаций, находящихся в пределах Республики Бурятия.
Централизованные религиозные организации образуются изне менее чем трех местных религиозных организаций одного вероисповедания.
Ключевойв Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» является статья 9, которая регулирует порядок создания религиозных организаций. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или же подтверждение о ее вхождении в структуру централизованной религиозной организации.
Это сделанос целью защиты от малоизвестных сект. Причем, религиозные группы сами должны доказать свое существование на данной территории в течение 15 лет.
На региональном уровне следует определитьсяи закрепить нормативными актами процедуру уведомления органов местного самоуправления о создании и начале деятельности религиозных групп, порядок выдачи подтверждения о 15-летнем сроке деятельности.
— Стоит, наверное, напомнить читателямо принятии аналогичного закона Народным Хуралом нашей республики.
— Да,в декабре 1997 года был принят Закон РБ «О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия». К сожалению, это пример неработающего закона, к тому же принятого с нарушением Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Бурятия. По сравнению с федеральным законом он более «куцый» и не регулирует каких-либо местных правоотношений. Обо всем этом Министерство юстиции Республики Бурятия неоднократно предупреждало законодательный орган нашей республики еще в период разработки и принятия закона.
— Как ваше министерство осуществляет функцию регистрации религиозных организацийи контроля за их деятельностью?
— С января1991 года по октябрь 1997 года Министерством юстиции Республики Бурятия зарегистрировано 116 религиозных организаций, в том числе таких традиционных для Бурятии конфессий, как:
44 православных прихода Бурятского Благочиния Читинско-Забайкальской Епархии;
26 буддийские общины и дацаны, входящие в структуру Традиционной буддийской Сангхи;
4 старообрядческие общины;
духовный центр Бурятской народной религииБоо-Мургэл (шаманизм);
буддийская община «Ламрим», зарегистрированная в1995 году как самостоятельная религиозная организация.
Среди нетрадиционных конфессий Бурятии числятся:
евангельские христиане-баптисты, входящиев объединение евангельских христиан-баптистов по Восточной Сибири — 3 организации;
христиане Веры Евангельской -пятидесятники, входящиев объединенный Союз христиан Веры Евангельской Пятидесятников — 8;
древлеправославные приходы, входящиев систему русской древлеправославной церкви (Новозыбковская Архиепископия и Новосибирская Епархия) — 3;
апостольские православныеобщины — 7.
— Борис Николаевич,до конца этого года все религиозные организации должны пройти перерегистрацию. Что будет с теми из них, кто не представит своевременно свои документы в Министерство юстиции РБ?
— В соответствии со ст.27 федерального закона государственная перерегистрация религиозных организаций, созданныхдо вступления в силу настоящего федерального закона, должна быть произведена не позднее 31 декабря 1999 года. По истечении указанного срока религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию, могут быть ликвидированы в судебном порядке по обращению Министерства юстиции Республики Бурятия.
В период с1 января 1998 по 1 июля 1999 года в Министерстве юстиции прошли перерегистрацию и регистрацию следующие религиозные организации:
православные приходы Бурятского Благочиния Читинскойи Забайкальской Епархии Русской Православной Церкви −7;
христиане ВерыЕвангельской — пятидесятники — 14;
буддийские дацаныи общины-7, из них улан-удэнская община «Ламрим» и дацан «Прунцогнамдоллинг» Окинского района как самостоятельные организации. Входили ранее в структуру Сангхи РФ и прошли перерегистрацию как самостоятельные организации: улан-удэнская община «Дхарма», дацаны «Тушита», «Бодхидхарма» Тункинского района, ацагатский дацан «Гандандаржалинг». Вновь создана улан-удэнская община «Зеленая Тара», которая входит в структуру Сангхи.
— Не противоречит по текущему законодательству перерегистрация
местных религиозных организаций как самостоятельных объединений?
— Нет,не противоречит.
Федеральный закон «О свободе совестии религиозных объединениях» не предусматривает каких-либо ограничений при перерегистрации. Местная религиозная организация, которая ранее входила в централизованную организацию, имеет право выхода из нее по решению большинства своих членов. Спорные вопросы, касающиеся имущества и правомерности выхода, решаются в судебном порядке.
Беседовала Альбина Андреева.
20 июля 1999 г. Газета «Бурятия»
— Борис Николаевич,
— Специфика религиозной жизни России заключается в
Почему это произошло?
На профессиональном уровне реализацией закона занимаются только Министерство юстиции России
В соответствии со ст.
Министерство юстиции Республики Бурятия регистрирует местные,
Централизованные религиозные организации образуются из
Ключевой
Это сделано
На региональном уровне следует определиться
— Стоит, наверное, напомнить читателям
— Да,
— Как ваше министерство осуществляет функцию регистрации религиозных организаций
— С января
духовный центр Бурятской народной религии
буддийская община «Ламрим», зарегистрированная в
Среди нетрадиционных конфессий Бурятии числятся:
евангельские христиане-баптисты, входящие
христиане Веры Евангельской -пятидесятники, входящие
древлеправославные приходы, входящие
апостольские православные
— Борис Николаевич,
— В соответствии со ст.27 федерального закона государственная перерегистрация религиозных организаций, созданных
В период с
православные приходы Бурятского Благочиния Читинской
христиане Веры
буддийские дацаны
— Не противоречит по текущему законодательству перерегистрация
местных религиозных организаций как самостоятельных объединений?
— Нет,
Федеральный закон «О свободе совести
Беседовала Альбина Андреева.