Опубликовал: Валерий Павлов 03 Май 2010. Опубликовано в Новости
Поселок Эсто-Алтай Яшалтинского района — один из самых интернациональных в республике, здесь проживают люди разных народностей и вероисповеданий: калмыки, русские, белорусы, турки, дагестанцы, азербайджанцы, эстонцы, немцы, изиды. Калмыцких семей немного, но, как говорит местный житель Анатолий Пюрвенов, во многом благодаря авторитету калмыцкого народа, уважения к нему поселок живет мирно и дружно.По количеству культовых сооружений Яшалтинский район несколько отстает от остальных —он единственныйв республикене имеет буддийских хурулов и молельных домов. Строительство субургана в районном центре по разным причинам затянулось на 3 года. Единственная ступа, возведенная в память буддийского монаха Гавы Саперова, который возглавил духовенство Калмыкии в самые трудные годы жестоких репрессий, стоит в поселке Матросово.
Решив построить в центре села буддийский монумент, калмыцкая община поселка Эсто-Алтай получила искреннюю поддержку от местных властей и соседей.30 апреляв район впервые приехал Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче с группой монахов, чтобы провести предваряющие ритуалы. «Мы живем в тяжелое время, финансовый кризис поразил весь мир, но эти обстоятельства не стали для вас преградой — ваше устремление построить священное сооружение очень похвально»,— сказал Ринпоче.
«Я вижу вашу сплоченность несмотря на разные религиозные взгляды. Никогда не забывайте, что в мире нет лучшей религии, нет и особеннойнации — все мы одинаковыв стремлении испытывать счастье»,—отметил он.
За разработку проекта взялся известный в Калмыкии архитектор Юрий Сангаджиев. В центре поселка, в главном сквере по улице Карла Маркса будет стоять храм-ступа Нисхождения Будды с небес Тушита. Посвятить монумент этому деянию Будды посоветовал Шаджин-лама, узнав, что храм будет воздвигнут в честь буддийских лам, живших в небольшом местном хуруле и расстрелянных или репрессированных в годы гражданской войны, а также ради блага жителей села.
«Это первое сооружение подобного рода в Калмыкии,— рассказывает Юрий Сангаджиев.— Его можно назвать ступой с довольно просторным молитвенным залом, внутри предполагается алтарь со статуей Будды Майтрейи, 4 колонны,2 больших крутящихся барабана, места для подношений. Вокруг самого здания будет сделана обходная галерея под кровлей. Предусмотрена также площадь для огня, где можно будет установить три больших котла на треножниках для возжигания благовоний».
«Прежде, чем войти в храм, человек должен морально и мысленно подготовиться, поэтому, когда основной объем работ будет выполнен, мы будем добавлять к монументу буддийские символы,— добавляет автор проекта.— Относительно символики нужно будет советоваться с канонистами. Возможно, мы посадим дерево и условно назовем его дерево Бодхи, хотя это может быть ясень, клен или вяз. Возможно, создадим скульптурные ритуальные сцены или маленькую ротонду».
Внимательно осмотрев архитектурный план, Ринпоче одобрил проект. Поскольку с точки зрения буддизма у любой местности существуют свои покровители, ламы традиционно перед строительством субурганов или хурулов проводят ритуал выкупа земли. «Чтобы хозяева данной местности не вредили людям, имеющим намерение занять их территорию,мы совершаем этот обряд,— сообщил Тэло Тулку Ринпоче.— Со своей стороны мы приложим все усилия, чтобы ритуал прошел успешно, но и вы не теряйте попусту времени, принимайте активное участие в действе».
Ринпоче попросил читать любые молитвы на любых языках. «На уровне тела вы можете сложить ладони и немного приспустить голову в знак уважения к ритуалу,на уровнементальном — делать пожелания во имя достижения благих целей»,—добавил он.
Строительство храма-ступы благословили старожили поселка. С большим благоговением и со слезамина глазах бабушки и дедушки сидели на ритуалев почетных первых рядах, чувствуя прилив сил и знаковостьпроисходящего — молодое поколение с удивительным энтузиазмом начинает осуществлять их сердечные мечты. Одно желаниеу стариков — дожить до открытия храма.
«Вы многое испытали за свою жизнь как с точки зрения духовной, так и с физической,— сказал Шаджин-лама.—80 лет вы не слышали монашеских молитв, но именно благодаря вам у нас есть такое настоящее, возможность взяться за благое дело».
«Несмотря на то, что с момента падения коммунизма прошло уже 20 лет,я думаю,в нашем районе только начинаются настоящие подвижки в религиозномплане,— говорит Глава администрации поселка Владимир Карагодин, избранный на эту должность днем ранее.— Для меня это символичное событие, я вижу, какие надежды возлагают люди на этот проект, и хотя сам православный, чувствую благотворное воздействие ритуала, никогда не видел ничего подобного. Думаю, всем здесь приятно находиться — посмотрите, сколько людей собралось и половинаиз нихне калмыцкой национальности».
За торжественным обедом Тэло Тулку Ринпоче сказал, что будет молиться о том, чтобы новый глава принес максимальную пользу жителям поселка, и добавил: «Не нужно думать о том, что страна может сделать для вас, думайте о том, что вы можете сделать для страны. Многие из вас жили при Советском Союзе, но настало время рыночной экономики, поэтому многое, если не сказать всё, зависит от вас самих. Ваше счастьев ваших руках, но в погонеза материальным счастьем никогда не забывайте про ваш духовный мир».
Местные жители рассказывают, что в прошломна территории Яшалтинского района находился самый крупный в Калмыкии хурул. «Конечно, для всех нас это исторический момент — удалость поучаствовать в ритуале, встретиться с Тэло Тулку Ринпоче,— говорит Геннадий Чимидов.— Нам этого очень не хватало,и все, как говорится, возвращается на круги своя: возрождается то, что было частью жизни калмыцкого народа».