Опубликовал: Валерий Павлов 11 Май 2010. Опубликовано в Новости
С 14 мая по 12 июня — священный буддийский месяц Ур Сар 27 мая — день Рождения, Просветления и уходав Паринирвану Будды Шакьямуни
Ур Сар, священный месяц всех буддистов мира,— для меня самый любимый из буддийских праздников. В степях Калмыкии стоит чудесная погода, только что отцвели тюльпаны, и в этот особенный месяц люди накапливают благую карму, которая поможет им в будущих рождениях. Во многих буддийских странах в этот месяц воздерживаются от недобродетельных поступков и посвящают все свое время совершению добродетельных.
Совершение добродетельных деяний в современноммире — задача не из легких, ведь слово «кризис» сегодня стало расхожим понятием, описывающим положение вещей не тольков сфере экономики, но такжеи состояние окружающей среды, нашего тела, ума и сердца.Наши мысли заняты лишь каждодневной рутиной. Мы способны думать только о себе или, самое большее, о круге ближайших родственников и друзей. Остальных мы пытаемся обмануть, обойти, обогнать. Мы тои дело соревнуемся с другимив материальном благополучии, стремимся извлечь выгоду, пользу для себя. Но доводилось ли нам с тем же рвением и пылкой безудержностью устремляться к достижениямна ниве духовной?
Священный месяц Ур Сар призывает нас пересмотреть свои приоритеты — ведь это месяц, когда Будда родился и достиг Просветления. Дайте себе слово, что в этом месяце вы постараетесь совершать только благие поступки. Какие именно? Есть множество вариантов, но что если попросту позволить себе спонтанно проявлять доброту? Безо всякихна то веских причин и внятных объяснений. Друзья могут подумать, что с вамичто-тоне так;к чему эти внезапные приступы сострадания? Но почемувы должны зависеть от их суждений? Откуда им знать, что творится в вашей душе? Разве могут они прочитать ваши мысли? Почувствовать кожей ваши страдания? Разве могут сделать вашу жизнь лучше? Могут — если сами проявят сострадание, доброту и любовь.
Вы можете спросить, а почему собственно я должен первым проявлять сострадание и любовь?Но ведькому-то придется сделать первый шаг, так почему быне вам? Лучше быть первым в совершении благого, чем дурного поступка.
Я надеюсь, что священный месяц Ур Сар станет для вас месяцем радости и благих свершений. Пообещайте —не другим,а себесамому,— что станете лучше. Пообещайте, что откажетесь хотя быот одной вредной привычки — перестанете курить, употреблять алкоголь, или хотя бы станете делать это в меньших количествах. Вы существенно выиграете от такого решения, не тольков плане духовном, но и материальном.
Один мой хороший друг как-то спросил меня: «А чем, вам, буддистам так не угодили сигареты и алкоголь?».Я было подумал, что он шутит, но, к моему удивлению, он был серьезен как никогда и был готов с пенойу рта отстаивать свои убеждения. Я не буду подробно останавливаться на том, чем полезен отказ от куренияи алкоголя для духовного развития человека, поскольку все эти объяснения могут показаться туманными тому, кто не следует буддийским путем. Но давайте посмотрим на эту проблему с точки зрения материальной, раз уж нам свойственно считать, будто материальное благополучие является залогом счастливой жизни. Мы тои дело жалуемся на экономический кризис, боимся, что завтра нам будет нечем кормить семью. Но при этом как-то находим деньги на сигаретыи алкоголь, разрушающие наши семьи и самоедорогое — здоровье. Если мы просто перестанем курить и пить, то у нас останется больше денег на то, что так нужно для подержания жизни — ЕДУ. Нашим близким куда приятнее увидеть на столе батон свежего хлеба, чем снова вовлекаться в ссорыи распри, после того как последний рубль потрачен на выпивкуи сигареты.
Воздержание от алкоголяи сигарет — это долговременные инвестиции в собственное здоровье. Если вы здоровы, то сможете прожить дольше. Если вы здоровы, ваши близкие будут счастливее. А если счастливы близкие, то будете счастливы и вы сами. Проведите простое арифметическое вычисление. Во что обходятся вам ваши вредные привычки, и чего будет стоить добрая улыбка; помощь, оказанная вами соседу; или просто спонтанное проявление любви, сострадания и доброты?
Буддисты выступают против алкоголя и сигарет вовсе не потому, что им претит уклад жизни современного общества. Нет, просто мы предпочитаем вкладывать инвестиции в духовностьи осознанность. Инвестировать в счастье.Ведь развене счастье — цель человеческой жизни? Слово «инвестиции» совсем не обязательно означает вложение финансовых средств. Вовсе нет. Загляните в словари, и вы найдете там множество объяснений. Выберите то, что не имеет отношения к деньгам. Именно о таких инвестициях мы говорим.
Мы готовы часами слушать громкую музыку и танцевать, нарушая мирную жизнь целого квартала, так, словно это последний день нашей жизни. Пот льется ручьем по телу, источая неприятный запах, и нам нет дела до того, что сосед битый час не может уснуть. Мы доходимдо крайностив своих развлечениях, не приносящих пользы ни уму,ни сердцу,ни телуи сильно бьющих по нашему карману, но все равно жалуемся на финансовый кризис.
Почему быне вложить инвестиции в благуюкарму — совершить обхождение храма? За этоне нужно платить. Совершить простирания, тоже совершенно бесплатно. Почитать мантры, помедитировать в тишине,не нарушая покой и сон соседей. Совершенно бесплатно.
Опять же, буддисты не против танцев и праздников,но нужно уметь отличать полезное от бесполезного. Танцуйте, сколько душе угодно, но спросите себя, что приносит больше пользы: танцы или простирания? Пейте, сколько угодно, но спросите себя, что лучше: алкоголь или чашка чая, выпитая с друзьями или в кругу семьи? Дымите, сколько угодно, но спросите себя, что лучше: дым сигарет или дымок благовоний, поднесенных Будде? Празднуйте, сколько угодно, но спросите себя, что лучше: вечеринка со случайными знакомыми или молитвенное собрание в храмес людьми, близкими по духу?
Все очень просто и логично. Священный месяц Ур Сар — это месяц счастья и радости.В этом месяце мы празднуем благие деяние, которые явил нам Будда. Он — наш спаситель от всех страданий, его жизнь — лучший пример для всех нас. Все мы можем следовать за нимк состоянию Будды, если того захотим. Будда для нас — лекарь, его Учение, Дхарма,— лекарство, а посвященные монахи и монахини — сиделки у постели больного, которые помогают нам принимать снадобье, предписанное Буддой.
Жизнь тяжела, кто станет с этим спорить? Но, как говорил буддийский наставник Шантидева, «что толку тревожиться, если все еще можно поправить, и что толку тревожиться, если ничего поправить нельзя?»
Все мы знаем песню Бобби Макферрина, пусть даже мы плохо говорим по-английски, но все равно, стоит нам услышать ее по радио, мы подпеваем: «Don’t worry, be happy» (Не тревожься, будь счастлив).
Будьте счастливы и спонтанно делитесь любовью и добротойв этот священный месяц Ур Сар!