Опубликовал: Валерий Павлов 08 Июль 2004. Опубликовано в Новости
Отец Умы Турман не хочет никого обращать в буддизм
Андрей Терентьев Фото Андрея Мархотина
Роберт Турман — тибетолог и писатель, заведующий кафедрой религии Колумбийского университета, первый американец, ставший тибетским монахом. Роберт Турман — основатель всемирно известной благотворительной некоммерческой организации «Тибетский дом», а его дочь, голливудская звезда Ума Турман, является членом его попечительского совета. Духовным наставником «Тибетского дома», деятельность которого направлена на сохранение тибетской культуры, является Его Святейшество Далай-ламаXIV (Тэнцзин Гятцо). Журнал «Таймс» назвал Турмана одним из 25 самых влиятельных людей Америки, а его книга «Внутренняя революция», посвященная тому, как практиковать буддизм в своей повседневной жизни, стала в Америке национальным бестселлером. Свой приездв Россию Турман приурочил к знаменательному событию в жизни российских буддистов: 14 июняв Санкт-Петербурге состоялось открытие мемориальной доски с барельефом Агвана Доржиева (1853-1938) — буддийского святого, учителя и сподвижникаДалай-ламы XIII. Мы предлагаем вниманию читателей интервью с этим удивительным человеком.
— Роберт, расскажите, пожалуйста, почему вы заинтересовались буддизмом?
— Я родился в Нью-Йоркеи был очень глупым молодым человеком. Тем не менее лет в 17–18 я решил, что американская культура еще глупее меня. Я пытался понять, как устроен мир. Мне не нравилось, когда религиозные люди говорили, что «надо просто верить». Также мне не нравились те европейские философы и ученые, которые тоже говорили, что ничего понять невозможно, а можно лишь изучать науки или смотреть в телескопы…
Я почувствовал, что, может быть, смогу найти ответы на свои вопросы в более высокой цивилизации Индии, где, возможно, сохраняется нужное мне знание. Я бросил университет и отправилсяв Индиюна манер нищенствующего бродяги. Это былов начале 60-х, хиппи еще не было, поэтому ко мне все относились очень дружелюбно — давали кров и еду.В Индиия встретил много индийских гуру, известных мусульманских суфиев, и в конце концов добрался до Тибета.И тутя почувствовал, что попал домой.
— И, как я понимаю, надолго задержались там…
— Да, я был счастлив, что открыл для себя древнюю культуру, сохранившуюся до сих пор. Буддизм из Индии перешел в Тибет тысячу лет назад, когда мусульманское, а потоми британское вторжение разрушили старую индийскую культуру. Но онапо-прежнему жива в Тибете, Монголии и Бурятии.
По моему мнению, это более высокая культура. Именно поэтому я решил посвятить жизнь ее изучению.Там жея стал монахом, поскольку это означало стать своего рода студентом и даже получать некое подобие стипендии (например, нам давали бесплатный обед!).
Я пробыл монахом больше пяти лет, а потом мой учитель, калмыцкий наставник Вангьял, рекомендовал мне оставить монашество. Он полагал, что мне не удастся сохранить монашеские обеты и был прав.
— А что было потом?
— Я вернулся в университет и, завершив работу над докторской диссертацией, стал профессором. Вот, собственно, и вся моя история.
— И тем не менеевы живетена Западе…Что вы делаете, чтобы привлечь внимание людей к ценностям Востока?
— Мы живем в очень опасное время, так как люди западной культуры решили, что те отрасли знания, которые в Индиии Тибетемы называем «внешними» (то есть физика, биология, естественные науки, математика),— наиважнейшие. В результате такого сдвига в европейской традиции мы имеем ядерное оружие, Чернобыль.
Те же, кто, напротив, большее значение придает «внутренним наукам» («адхъятма-видья»), считают, что овладеть своей душой важнее, чем завоевать мир. И эта культура «внутренней науки» все еще существует в Тибете, Монголии… Я рад, что по всему миру появились тибетские учебные центры.
Цель моей жизни — привлечь внимание западной культуры к восточной,в частностик этике ненасилия, попытаться скомпенсировать существующий культурный дисбаланс. И этоне относитсяк одному Тибету или одной Бурятии. На мой взгляд, это важно для будущего всей планеты.
Еще мне хочется подчеркнуть одно существенное отличие буддизма от ближневосточных религий, которое всегда демонстрирует Далай-лама, выступая с лекциямина Западе.Он не вступаетв чреватое конфликтами религиозное соревнование за число новообращенных, а, напротив, говорит: «Пожалуйста, не обращайтесьв буддизм. Сохраняйте верность своим религиям. Мы, буддисты, не занимаемся миссионерской деятельностью, мы стремимся помочь людям всех вероисповеданий».
Живя в плюралистическом обществе, мы придерживаемсяв университететой же позиции: мы не занимаемся обращением студентов, а пытаемся научить их мыслить, постигать свой внутренний мир, но не присоединятьсяк той или иной религиозной группе.
И это очень важно. К сожалению, Патриарх всея Руси нервничает по поводу приезда Папы Римского, также его беспокоит присутствие протестантов из западных стран, проповедь мусульман. Хорошо, если бы Православная Церковь ясно понимала, что буддизм в этих сражениях за паствуне участвует.Мы не миссионеры!
— Роберт, что является сейчас для вас главным?
— Моя главная забота — «Тибетский дом» в Нью-Йорке.Это организация посвящена тибетскому культурному наследию. Кроме того, я заведую кафедрой «Чже Цонкапы», созданной лет 15 назадв Колумбийском университете Нью-Йоркав связис проектом перевода Тэнгьюра (комментаторская часть древнего тибетского буддийского канона, включающая около 4000 текстов.— А.Т.). Можно сказать, мы продолжаем дело российской «Библиотеки Буддики» (многотомное издание буддийских текстов, выходившее в Россиив начале ХХ века.— А.Т.).
А вообще буддологи обычно работают на кафедрах религиоведения. Для многоконфессиональной страны очень важно иметь такие кафедры —их работа помогает избежать религиозного фанатизма.
— Чем вам запомнилась эта поездка?
— Больше всего меня поразило посещение Санкт-Петербургского буддийского храма, где многие годы настоятельствовал Агван Доржиев. Как известно,он сыграл важную роль в истории буддизма в России.Он родилсяв Бурятии. Получил блестящее богословское образование в Тибетеи Монголии, стал одним из учителейДалай-ламыXIII и его доверенным лицом. Он удостоился несколько раз встретиться с российским императором Николаем II и получил согласие на строительство буддийского храма в Петербурге.Он был также одним из инициаторов сближения России и Тибета.
В США сейчас тысячи тибетских буддийских центров, где изучаются основы буддизма, но таких замечательных зданий, как храм в Петербурге,у наси сейчас нет. Россияне должны гордиться им. Ужев начале ХХ века Россия настолько опережала большинство европейских стран в веротерпимости, что даже царь оказал протекцию строительству буддийского храма. И президент Путин, на мой взгляд, должен был бы считать честью продолжить традиции царского патронажа над этим памятником в его родном городе!