Опубликовал: Валерий Павлов 03 Февраль 2006. Опубликовано в Новости
В новом году следует хранить тепло внутри, чтобы избежать эмоциональных пожаров, считает Санжей-лама
В преддверии одного из основных праздников российских буддистов – Сагаалгана (Нового года по лунному календарю) «НГР» попросили представителя Традиционной Сангхи в МосквеСанжей-ламу рассказать о самом празднике, его традициях, а также подвести итоги прошедшего года.
– Уважаемый Санжей-лама, какое значение для буддистов имеет праздник Сагаалган? Как он отмечается буддийским духовенством и мирянами сегодня?
– Название праздника «Сагаалган» в переводес бурятского означает «Праздник белого месяца», это канун Нового года по лунному календарю. Дата праздника каждый год определяется астрологами, причем в Россииу Традиционной Сангхи есть два института, специалисты которых занимаются соответствующими вычислениями. В этом году канун Нового года приходится на 30 января.
Праздничные молебны у буддистов будут совершаться в течение20 дней.Они начнутся за 5 днейдо Сагаалгана,а после наступления Нового года будут совершаться ритуалы, посвященные 15 чудесам, которые Будда сотворил в городе Шравасти в первые дни Нового года – по одному чуду в день.
Сагаалган – один из наиболее популярных праздников среди традиционных буддистов в России,он объединяетв себе старые и новые традиции. Традиционные богослужения сочетаются с посещением друзей и родственникови дарением подарков. Буддийское духовенство собирается в дацанах для совершения больших новогодних хуралов (молебнов). Первый и одиниз наиболее важных хуралов совершается в этом году 26 января – это обряд благословения и освящения подношений.
Праздничные богослужения в дацанах – обязанность духовенства, но молебны посещают и миряне.Они приходят, чтобы набраться сил на год, просят для себя чистых помыслов и благополучия. Встречая Сагаалган вместе с духовенством, миряне получают благословение от лам.
– Отмечается ли Сагаалган в Москве?Где собираются представители Традиционной Сангхи, проживающие в столице?
– Как известно, в настоящее время в Москвеу представителей Традиционной Сангхи нет собственного храма. Буддисты, проживающие в столице,в эти праздничные дни приходят к нам,в здание представительства Центрального Духовного управления буддистов России на Остоженке.У нас небольшие помещения, и мы, конечно, совершаем обряды, но онине столь грандиозны, как в бурятских, калмыцких или тувинских дацанах.
Традиционная Сангха в Москве представлена выходцами из регионов, где большинство населения исповедует буддизм. Это Калмыкия, Бурятия, Тува, Агинский автономный округ Читинской области, Усть-Ордынский автономный округ Иркутской области. Именно они посещают наше представительство. Принадлежность к Традиционной Сангхе во многом определяется этническим фактором. В то же время в Москве есть и представители нетрадиционных буддийских течений. Следует сказать о том, что у насс ними установлены дружеские отношения, однако рабочие контакты и взаимодействиена данном этапе отсутствуют.
– Грядущий год – год Огненной Собаки. Что ожидают российские буддисты от этого года и чем запомнился год Зеленого Петуха?
– Огненная Собака символизирует тепло и уют. Должен сказать, что это очень актуально. Примечательно, что именно на стыке Старого и Нового года по лунному календарю на Россию, и в частностина Москву, обрушились холода. Окончание года Петуха ознаменовалось морозом! Это указаниена то, что в наступающем году Собаки следует заботиться о тепле. Более того, огонь следует хранить внутри, это позволит избежать излишних эмоциональных всплесков, эмоционального «пожара».
Впрочем, и год Зеленого Петуха был для Традиционной Сангхи России в целом благоприятным, каких-то негативных процессов в ее жизнине наблюдалось.В уходящем году мы отметили 10-летие избрания Дамбы Аюшеева Пандидо Хамбо-ламой, главой Традиционной Сангхи в России.В Калмыкии был открыт самый большой в Европебуддийский центр.
В Иволгинском дацане продолжается поклонение нетленному телу Хамбо-ламы Даша Доржи Итигэлова. Следует отметить и развитие международных связей Сангхи, визиты в Россию делегаций из стран традиционного буддизма, в частностииз Монголии. Пандидо Хамбо-лама вошел в состав Общественной палаты, Традиционная Сангха участвует в работе Межрелигиозного совета России.
Безусловно, российские буддисты вынуждены реагировать на событияв российской межрелигиозной среде, на последние скандальные процессы в Межрелигиозном совете России. Однако реагировать – не значит вмешиваться. Мы, буддийские религиозные деятели, с большой неохотой говорим, например, о конфликте вокруг книги Романа Силантьева. Мы можем лишь выразить сожаление по поводу такого рода процессов. На мой взгляд, религиозные организации как раз и существуют для того, чтобы сглаживать такие противоречия.