Печать

Буддисты из России впервые поднесли Далай-ламе пуджу долгой жизни

Опубликовал: Валерий Павлов 21 Апрель 2006. Опубликовано в Новости

29 марта 2006 года в Дхарамсале, Индия состоялось беспрецедентное событие: впервые в истории буддисты со всех концов России поднесли пуджу долгой жизни Его Святейшеству Далай-ламе XIV. Для участия в этом историческом ритуале в Индию на ежегодные весенние учения Далай-ламы приехало рекордное число российских паломников – около 300 человек. Главным образом, это были члены четырнадцати Дхарма-центров, основанных досточтимым Геше Тинлеем в Москве, Бурятии, Калмыкии, Туве, Сибири, Ростове-на-Дону, на Урале, в Башкирии, Харькове и Будапеште.


Инициатором поднесения пуджи долгой жизни был руководитель и наставник этих буддийских центров Геше Тинлей. Несмотря на тот факт, что по традиции официальными «подносителями» пуджи долгой жизни Далай-ламе ранее могли являться только представители «внутреннего окружения», Его Святейшество, сделав исключение из правил, дал согласие на проведение специфической «русской» пуджи весной прошлого года.

Радостная весть разнеслась по всем уголкам страны, после чего ученики Геше Тинлея весь год готовились к долгожданному ритуалу: начитали миллионы мантр МАНИ, еженедельно проводили коллективные практики Белой Тары за здоровье Далай-ламы, собрали значительную сумму пожертвований. Несмотря на финансовые затруднения, в Индию на сей раз приехали даже самые малоимущие буддисты – пожилые люди из Бурятии, Калмыкии и Тувы, удивившие видавшую виды дхарамсальскую публику красочными шапками и парчовыми национальными халатами, столь непохожими на строгие тибетские чупы.

В ходе учений Его Святейшество Далай-лама, несмотря на занятость, выделил время для отдельной встречи с российскими паломниками, собрав их на аудиенцию в одном из залов своей резиденции и дав сущностные наставления по буддийской практике. Во время традиционной в таких случаях фотосъемки с Его Святейшеством россияне обратились к Далай-ламе с просьбой «жить долго ради нашего счастья и нашей практики Дхармы».

Ведущим «русской» пуджи (или «дордже лопоном») выступил, по просьбе ее участников, наставник монгольских и российских буддистов Халха Джецун Дамба Богдо-геген Ринпоче. Его помощь в организации пуджи и трепетная забота обо всех, до мелочей, ее деталях была неоценимой для россиян. В памятное утро 29 марта, стоя перед троном Его Святейшества в традиционных богдо-ханских одеждах, Ринпоче, запевая слова ритуала, не смог сдержать слез: его голос, звучавший во всех динамиках двора монастыря Намгьял, дрогнул и сорвался. Пестрая очередь российских паломников, два часа ожидавших на палящем солнце в тесной толпе тибетцев, всколыхнулась и подалась вперед. Охранникам пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы сдержать натиск бурятских и калмыцких бабушек, рванувшихся вне очереди к трону Далай-ламы. Должно быть, именно огромная вера людей, прошедших через столько трудностей для встречи со своим наставником и кумиром, заставила помощников Далай-ламы пойти на беспрецедентную уступку. Вопреки всем правилам и традициям, во время ритуала мимо трона Его Святейшества прошествовала вся многочисленная российская делегация, даже те, у кого в руках был лишь простой ритуальный шарф – хадак.

В ходе пуджи, помимо коллективного денежного пожертвования, Его Святейшеству были поднесены статуи и танки божеств долгой жизни, серебряная ступа, многочисленные сувениры из России и буддийских регионов, драгоценные четки, ткани и даже наборы шоколадных конфет из Бурятии. Россияне также спонсировали пиршественное угощение Цог для всех собравшихся на заключительном учении, денежное подношение монахам и монахиням, а на следующий день – специальный обед для всех монахов монастыря Намгьял.

Всего несколькими днями позже, 5 апреля, Геше Тинлей и члены его центров поднесли пуджу долгой жизни другому любимому и почитаемому наставнику россиян – Халха Джецуну Дамбе Богдо-гегену Ринпоче. Пуджа состоялась в монастыре оракула Гадонга в присутствии самого оракула и ряда высоких лам, таких как Лхацун Ринпоче – юное перерождение учителя Богдо-гегена, считающийся земным воплощением Мачиг Лабдрон.

Пуджа долгой жизни (тиб. «тен-щуг») – особый ритуал, который в традиции тибетского буддизма проводится для укрепления духовной связи учеников с учителем и продления его жизненного срока. Этот ритуал, как правило, связан с одним из божеств долгой жизни тибетского буддийского пантеона, чаще всего, с богиней Белая Тара. Пуджа долгой жизни обязательно сопровождается поднесением учителю таких символических предметов, как покрывало для трона, означающее просьбу продолжать вращать колесо Дхармы, восемь благоприятных символов (тиб. «це-ге»), статуя Будды долгой жизни Амитаюса, ступа – символ просветленного ума, набор монашеских или ламских одежд, а также священные тексты Кангьюра или Тенгьюра.

Майя Малыгина, Московский буддийский центр ламы Цонкапы, http://www.buddha.ru