Печать

Роль буддизма в воспитании молодежи

Опубликовал: Валерий Павлов 01 Сентябрь 2012. Опубликовано в Новости сайтов

Самдан Сангажиевич Дашидондоков
проректор Буддийского университета 
«Даши Чойнхорлин» 
им. Дамба Даржа Заяева 

Буддизм (санскр. – Buddha Dharm) является наукой о сознании, философской системой, охватывающей различные аспекты сознания, а также традиции, верования, ритуальные и духовные практики, основанные на Учении Сиддхартхи Гаутамы.

История распространения буддизма у бурят берет свое начало в XVI в.
В ноябре 1741 г. на российский престол взошла дочь великого Петра Елизавета Петровна. И одним из первых ее указов стал Религиозный манифест, согласно которому государство признавало буддизм – «ламайскую веру» — существующим на территории России наряду с православием и магометанством. Все 150 лам 11-ти кочевых родовых дацанов были приведены к верноподданической присяге российскому трону. Буддийские священнослужители были освобождены от всех налогов и воинской службы в царской армии. В то время дацаны являлись своего рода высшими учебными заведениями. В конце XVIII века Учение Будды в Забайкалье получает наибольшее развитие благодаря обширной деятельности I-го Пандито Хамбо ламы Дамба Даржа Заяева.
И в наше время буддизм не теряет свою значимость. Потому что, одно слово «Дхарма» («Учение») понимается как вся природа, как все ее явления и феномены. Учение Будды охватывает всё и вся, даже для обычного ума непостижимые явления.
Буддизм уже давно привлекает внимание многочисленных исследователей и не только. Эта мировая философская система, распространившаяся из Индии благодаря своей уникальностью и обладающий общечеловеческими ценностями. Имеющая основу философии, путь практики и цель пробуждения.

Этика в буддизме
Для нас буддизм ассоциируется с высокой нравственностью, духовной практикой, ведущей к духовному совершенству со своими реальными результатами.
К сожалению, практика показывает, что зачастую люди посещают святые места, дацаны только для того, чтобы просто решить свои индивидуальные проблемы. Ограничивая себя этим, не задумываются об основных целях Учения.
В центре же учения буддизма существуют «четыре благородные истины». Первая истина гласит: — Якобы «Реальный мир» оно же сансара — круговорот постоянных рождений, смертей и новых рождений, по причине собственных действий. Сущностью этого круговорота является страдание. Путь спасения от круговерти перерождений и страданий, лежит в выходе из влияния “колеса” сансары, путем двух основополагающих практик – Метода и Мудрости. Что такое Метод? Что такое Мудрость?
Метод – это безмерное ко всем существам, и потому необычное сострадание, которое является непременным условием для очищения Сознания от невежества. Мудрость – это состояние Ума человека, которое Он постигает или реализовывает Абсолютную природу всех явлений, всех феноменов; обретает понимание Истины – определенно Сущность Пустоты.
Четыре Благородные Истины (чатур арья сатьяни) представляют собой формулировки, вполне сопоставимые с формулировками врача, ставящим больному диагноз и назначающим лечение. Эта метафора далеко не случайна, поскольку Будда и видел себя врачом живых существ, призванным исцелить их от страданий сансары и прописать лечение, ведущее к выздоровлению — нирване. Буддологи XIX века часто строили свою теорию нирваны как полного прекращения жизни, некоего полного умирания, после чего обвиняли буддизм в пессимизме. Однако буддийские тексты вполне отчетливо указывают на то, что угасает или затухает вовсе не бытие, а именно страсти, привязанности, омрачения, то есть причины болезней. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание.
И действительно, первая Истина (Истина о страдании) — констатация болезни и постановка диагноза; вторая (Истина о причине страдания) указывает на причину болезни (то, что в современной медицине называется «этиология и патогенез»), третья (Истина о прекращении страдания) — прогноз, указание на возможность исцеления и, наконец, четвертая (Истина о Пути) представляет собой прописанный больному курс лечения. Таким образом, буддизм с самого начала своего существования мыслился как своеобразный проект преобразования человека из существа страдающего и онтологически несчастного в существо свободное и совершенное. Этот проект имеет как бы терапевтический (мы бы сказали с известной долей метафоры — психотерапевтический) характер, и его создателем, или первооткрывателем был Будда Шакьямуни (с той оговоркой, что, согласно учению буддизма, Будды были и до исторического Сиддхартхи Гаутамы).
В основе жизни — влечение к приятному и отвращение к неприятному, выражающееся в соответствующих реакциях и мотивациях, базирующееся на фундаментальном заблуждении, или неведении (авидья), выражающемся в непонимании. Влечение порождает страдание, если бы не было влечений и жажды жизни, то не было бы и страданий. А этой жаждой пронизана вся природа. Она как бы сердцевина жизнедеятельности каждого живого существа. И регулируется эта жизнь законом кармы.
Карма — это действие, причем обязательно имеющее следствие, или результат. Совокупность всех действий, совершенных в жизни, точнее, общая энергия этих действий, также приносит свой плод: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой определяется кармой (то есть характером совершенных действий). Соответственно, карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или неприятным формам рождения. Собственно, карма определяет в новом рождении то, что философы-экзистенциалисты называют «заброшенностью»: страну, в которой родится человек (если обретается именно человеческая форма рождения), семью рождения, пол и прочие генетические характеристики (например, врожденные болезни), основные черты характера, психологические наклонности и тому подобное. В этой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению, и так далее, и так далее. Этот круговорот рождений-смертей называется (не только в буддизме) сансарой (круговорот, коловращение), главной характеристикой которой является страдание, проистекающее из влечений и хотений. Здесь необходимо отметить, что только человек (согласно некоторым буддийским мыслителям — также божества и асуры) способен порождать карму и быть, таким образом, ответственным за свои поступки: другие же живые существа только пожинают плоды благих или дурных деяний, совершенных ими в предыдущих человеческих рождениях. Центральность этого положения предоставляет человеку уникальную возможность: что только человек способен к обретению освобождения, выйти из круговращения рождений-смертей и обрести вечное блаженное успокоение нирваны.
Буддийские тексты постоянно говорят о том, что человеческое тело — редкая драгоценность, является самой благополучной формой жизни для самосовершенствования и обретение его — великое счастье, поскольку лишь человек способен достичь освобождения, и поэтому в высшей степени неразумно пропустить столь редкую возможность для достижения высшего состояния ума.
Тут приведу слова Будды: «Радуйтесь человеческому рождению и охраняйте свой ум! Выбирайтесь с плохого пути, как слон, застрявший в грязи» (Дхаммапада, 327).
Но к сожалению, практически вся жизнь человека проистекает не осознанно. По известным нам причинам. Царящая бездуховность на большинстве телеканалов, создаваемые соответствующими людьми усугубляет данную ситуацию. По этому поводу предлагаю создать комиссию фильтрации телекоммуникационных ресурсов частности, Интернета. В противном случае представляют чрезвычайную опасность для незрелой детской психики. Приобретенный отрицательный опыт оставляет отпечатки в их неокрепшем сознании, результатом которых являются негативное поведение в семье и в обществе, тонкая ментальная агрессия, которая рождает реальную агрессию в мыслях, речи и поступках детей и подростков. Нежелательные результаты этих действий представляют определенную угрозу для общества, а также губительно отражается и на самом человеке, разрушая его как личность. И как следствие, человек непременно создает все причины для невероятных страданий в этой жизни и во всех последующих!
Любая ситуация для нас в процессе жизни и деятельности – это есть испытание. Но при этом в каждой из них непременно присутствует свое рациональное и положительное зерно. Буддисты отнюдь не отрицают того обстоятельства, что в жизни есть и приятные моменты, сопряженные с удовольствием, однако само это удовольствие (сукха) не является противоположностью страданию, а как бы включено в страдание, являясь его аспектом. Дело в том, что ни одно из возможных «мирских» состояний не является для нас полностью удовлетворительным. Мы находимся в постоянной неудовлетворенности, постоянной фрустрации.
Буддийская этика была построена на принципах не причинения вреда – принципа Ахимса. Во избежание крайностей нигилизма и этернализма Будда предложил универсальный выход — принцип срединности.
При этом воспитательный аспект был полностью направлен на развитие нравственности (сэла), мудрости (панно) и сосредоточенности (самадхи).
Чтобы развить нравственность, в первую очередь, человек должен научится контролировать свои тело, речь и ум. Чтобы развить мудрость, в буддийской практике существует три этапа – слушание («тойжун» — тиб.), размышление («самжун» — тиб.) и медитация («гомжун» — тиб.).
Буддизм нам предлагает различные техники развития сознания, ума, интеллекта. И одним из таких способов является практика шаматхи, в основе которой лежат развитие внимательности и бдительности.
Медитация, йога, практика цигун и прочие психотехники помогают человеку развивать контроль над телом, речью и умом. Что способствует быть стрессоустойчивым в течение жизни.
Хотелось бы отметить, что в процессе медитации человек может познать общепринятые механизмы работы ума, а также причинно-следственные связи между психическими и телесными процессами, понять причины последствий тех или иных поступков, их взаимосвязь. Будда во всех аспектах раскрыл механизм этих причинно-следственных связей.

Труд и повседневная активность

Буддизм призывает к самому активному участию в любой области жизнедеятельности, что непосредственно стимулировало бы прикладное применение достижений буддийской психокультуры к окружающей социокультурной и природной среде. На основе развития и контроля душевного и физического состояния.
Тут ярким примером могут служить Япония, Корея, Китай и другие буддийские страны. В повседневную практику жителей этих стран вошли ежедневные практики гимнастик Цигун, Ушу, медитация и прочие духовно-оздоровительные техники, основанные на восточной философии.
В этой связи в «Дхаммападе» говорится: «Кто не встаёт, когда наступило время вставать; кто исполнен лени, несмотря на молодость и силу; у кого решимость и мысль подавлены, тот, беспечный и ленивый, не найдёт пути к мудрости» (Дхаммапада. 280).


Общество и государство


Буддисты придают исключительное значение вопросам образования сильного общества со своими сильными духовными приоритетами. Духовное развитие как одно из главных условий гармоничного развития личности, в обществе и природе. Поэтому максимальное прививание основ духовного воспитания – развитие таких благих качеств, как чувство уважения, скромность, милосердие и сострадание к другим людям и другим существам что должно закладываются от родителей, с детства!
Только духовно воспитанный человек может осознать свой долг перед обществом и содействовать его прогрессу. В отличие от западного представления об образовании, как методе профессиональной выучки, буддизм ратует не только за развитие интеллекта, познание истины природы, но и за развитие высокой нравственности. Уважение к старшим является одним из принципиальных начал. В своде наставлений Будды «Дхаммапада» есть такие слова: «У того, кто почтителен и всегда уважает старших, возрастают четыре дхаммы: долгая жизнь, красота, счастье и сила» (Дхаммапада, 109).


Образование и наука


Буддизм является универсальной философской системой миросозерцания; в его структуре можно отметить три основные части, касающиеся 1) внешнего мира, 2) внутреннего мира и 3) абсолютною или “истина бытия”- сущность пустоты. Как и большинство философских систем буддизм состоит из трех частей: 1) гносеологии 2) онтологии и 3) теорию спасения.
Буддизм интересуется внешним миром исключительно постольку, поскольку он является объектом для живого существа, объектом, соблазняющим его и мешающим ему спастись из безначального круговорота бытия. Материя как объект физики или химии для буддиста не имеет значения, а мы невольно, говоря о материи, представляем ее себе как нечто, имеющее свои законы и не зависящее от познающего субъекта.
Структура буддийского сознания логически тождественна структуре личности. Более глубоко осознавая свою религию, в частности буддизм, люди становятся в известной мере творцами своей жизни, успехов, удач&helli

; По видимости — человек сам кузнец своего счастья, но в действительности, будучи опутан клубком причинно-следственных отношений и связей, он не столько кует, сколько сам пребывает под молотом причинности на наковальне следствий. Зависим от другого вида, всюду жизнь одного существа окупается ценой жизни другого, всюду царит в сансаре борьба за выживание. …………………………

Основой буддизма повторяюсь являются доброта, понимание, положительная мотивация, сострадание, т. е. обычные чувства, понятные и знакомые всем людям. Буддизм в свою очередь предлагает развивать эти чувства и совершенствовать дальше, путем выше сказанных техник.
Данный подход является одним из фундаментальных положений буддизма — не доверяя никому, испытывать Учение на себе;
В специфическом состоянии сознания происходит единение человека с истиной Учения, с сознанием Будды, происходит достижение состояния Просветления. И практик становится авторитетом для себя. Эта уникальная установка дала рождение многим направлениям буддизма.
Его Святейшество Далай лама XIV подчеркивает, что сам Будда говорил, что его Учение нужно не принимать на веру, а следовать ему, опираясь на размышления и логический анализ. Он объяснял, что высказывания, которые нельзя применить к практической ситуации и которые обнаруживают логические несвязности, следует отвергать. Благодаря такому подходу к сознанию и мышлению личность становилась развитым, интеллектуально раскрепощённым.
Существуют четыре опоры, которые необходимы буддисту при постижении и практике учения: 1) полагаться на Учение, а не на человека, который обучает; 2) полагаться на смысл, а не на слова; 3) полагаться на логически обоснованные знания, а не на те, которые не достоверны; 4) полагаться на мудрость, а не на обычное знание. 
«В этом и заключается общий буддийский подход, что мы всегда должны принимать только логически доказуемые факты», — отмечает Его Святейшество Далай-лама. Поскольку логике в буддизме отводится значительное место. Вера должна быть рациональна.
Интеллект является важнейшим объектом изучения буддизма, иначе невозможно понять всю глубину буддийской доктрины. Поэтому умению слушать, думать и медитировать в Учении Будды уделяется первостепенное значение. В «Дхаммападе» по этому поводу говорится: «Нет размышления у того, кто не знает; нет знания у того, кто не размышляет. У кого же есть и размышление и знание, тот действительно близок к Совершенству» (Дхаммапада. 372).
В процессе учебы и просто в жизни, по мнению Далай-ламы, три основных метода исследования — «слушание», «размышление» и «медитация», вполне могут быть взяты на вооружение учащимися. 
На первом этапе ученик слушает учителя или черпает знания из книг. Он не должен, однако, останавливаться на этом уровне, поскольку здесь отсутствует глубокий анализ услышанного или прочитанного.
Ему, следовательно, нужно перейти на следующий — второй уровень, где тщательно анализируется все то, с чем он познакомился на первом этапе.
И убедившись в достоверности приобретенных знаний, ученик должен «впитать» в себя новые знания, постепенно приучая к ним свой ум. Этот третий этап в буддизме и называется термином «медитация». 
В буддизме и во многих других философских школах Востока, ум является центром реальности. Он не просто часть реальности. Он сам создаёт реальность. Подобно тому, как наше сознание в момент сна создает миры наших сновидений. Восточные традиции считают ошибочной идею существования мира вне контекста нашего сознания. Мира, отделенного от ума. В действительности же, всё это….. и есть ум.
Спустя две с половиной тысячи лет после Будды Шакьямуни квантовая физика обнаружила ту же самую истину. 
Создатель квантовой физики Макс Планк говорил: «Всякое вещество существует лишь благодаря силе…[которая вызывает колебания атомных частиц и поддерживает целостность микроскопической солнечной системы атома…]. Мы должны предполагать, что за этой силой кроется сознательный разум, являющийся матрицей всякой материи. Проникнув в самые недра бытия, подробно изучив их, и описав, казалось бы все, физики столкнулись с ранее не известным явлением микро- и макрокосмоса, которое не поддавалось объяснению с точки зрения обыкновенной логики. Как следствие, возникли самые разные споры о материи. При более глубоком рассмотрении перед учеными вырисовывалась картина, которая казалась им отвлеченной и далекой от реального мира. 
Начав с подробного изучения физических явлений, ученые в своих выводах приходят к духовной субстанции. Удивительные открытия в этой области принадлежат знаменитым ученым — А. Эйнштейну, Э. Шредингеру, Н. Бору, В. Гейзенбергу, которые находили опору для своих изысканий в древних философских трактатах буддизма.
Здесь хотелось бы привести слова Альберта Эйнштейна: «Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей — и природных, и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям — это буддизм». 
И надо отметить, что ученые были поражены, обнаружив множество параллелей в философии буддизма и современной физике, которые не только укрепляли в них уверенность в правильности собственных теорий, но и позволяли приблизить эти теории к их повседневной жизни. 
Нильс Хенрик Дэвид Бор (1885–1962 гг.) также обращался к философии буддизма. В его работах исследователи по сей день прослеживают параллели с буддийской философией.
Многие современные ученые также привлекают философию буддизма к обоснованию своих научных открытий. В середине 90-х прошлого столетия вышла книга Веса Нискера «Природа Будды: практическое руководство для определения своего места во Вселенной». Сопоставляя поучения Будды с различными открытиями в области нейропсихологии и эволюционных наук, автор доказал, что человек как биологический индивид неотделим от всего живого на Земле и во Вселенной. 
Огромный интерес в научном мире вызвала книга «Квантовая частица и цветок лотоса» — собрание научных наблюдений и соответствующих изречений великих буддийских учителей. Особое внимание ученых вызвала и книга «Эйнштейн и Будда: параллельные высказывания», где рассматриваются такие неизведанные до конца явления, как частицы и материя, время и пространство, феномен вещей и причинно-следственные связи. 
Эти книги являются своего рода мостом через иллюзорную пропасть между величайшими умами Запада и выдающимися философами Востока.
Изучение буддизма, использование его открытий, использование глубочайшего научного потенциала философии может оказаться полезным для дальнейшего развития концепции о духовном совершенствовании человека, также о материальном прогрессе человечества в целом в современных условиях.
Согласно Учению Будды, человек — это средоточие космических энергетических полей и потоков, неких физических масс, благодаря взаимодействию которых он может получать дополнительную внешнюю энергию и информацию. Таким образом, органически вписываясь в окружающий мир и природу.
Также духовные ценности буддизма во всем своем многообразии неоспоримо оказывают положительное и последовательное воспитательное воздействие на ум человека, его сознание, способствуя развитию высоко моральных качеств.
Практическое значение данного материала состоит в том, что наше исследование указывает на конкретные пути использования буддийской философии в деле воспитания человека.

пресс служба Сангхи России

Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=6731