Опубликовал: Валерий Павлов 10 Сентябрь 2012. Опубликовано в Новости сайтов
Представитель Его Святейшества Далай-ламы Наванг Рабгьял и директор Библиотеки тибетских трудов и архивов геше Лхакдор прибыли в Туву через двадцать лет после единственного визита в республику духовного лидера тибетского буддизма, состоявшегося в сентябре1992 года.В дни визита, который навсегда остался в каждом тувинском сердце Наванг Рабгьял и геше Лхакдор сопровождали Его Святейшество Далай-ламу.Геше Лхакдор, сегодня возглавляющий Библиотеку тибетских трудов и архивов, в те годы служил его личным переводчиком и помощником по религиозным вопросам.
Визит в Туву, организованный при непосредственном участии головной буддийской организации республики «Объединение буддистов Тувы» (ОБТ) начался с посещения главного хурээ (храма) Цеченлинг и встречис Камбы-ламой (верховным ламой) Тензином Цултимом, председателем администрации ОБТ Буяном Башкы, монахами, священнослужителями и верующими.
На встрече с Камбы-ламой гости вспоминали события двадцатилетней давности и строили планы на будущее.По единодушному мнению всех собравшихся, единственный визит духовного лидера в Туву «заронил в благодатную почву семя последующего духовного развития республики», с результатами которого гости начали свое знакомство сразу по прибытию в Кызыл, где их встретили буддийские ступы, молитвенные барабаны и самая большая буддийская мантра, выложенная из камнейна горе Догээ.
В беседе с Навангом Рабгьялом и геше Лхакдором Камбы-лама отметил, что неоднократно встречался с Его Святейшеством Далай-ламойв Индии и в Монголии. «Во время аудиенции в Дхарамсалея попросил содействия Его Святейшества в деле нравственного воспитания молодежи: учеников школ, институтов и других учебных заведений. Его Святейшество тогда порекомендовал двух замечательных лекторов − геше Лхакдора и Барри Керзина. В этом месяце оба они приезжают в Туву», − рассказал Тензин Цултим, добавив, что очень рад тому, что тувинскому духовенству удалось выполнить наказ Его Святейшества Далай-ламы.
Геше Лхакдор и Барри Керзин, который также прибывает в Кызылв этом месяце по рекомендации Его Святейшества Далай-ламы, читали лекции по философии буддизма для учащихся и учителей учебных заведений Калмыкии, которые оказались очень полезными на этапе введения в школьную программу новой дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики». Сегодня новая дисциплина вводится в программу общеобразовательных школ Тувы.
Выступая в главном храме Тувы, геше Лхакдор, по просьбе тувинского духовенства, обратился с наставлениямик монахами мирянам. Обращаясь к монахам, директор Библиотеки тибетских трудов и архивов сделал особый упор на важности соблюдения монашеской дисциплины. «Его Святейшество Далай-лама неоднократно подчеркивал, что монашеские обеты, предусматривающие в том числе и обет безбрачия, − это неотъемлемая часть буддизма», − сказал он.
«Принимая монашеские обеты, человек соглашается изменить три вещи: свое имя (он получает новое, духовное имя); одежду (он носит монашеские одеяния, позволяющие отличить его от мирянина)и образ мыслей. Поскольку монах отказывается от семьии преследования узких личных интересов, у него высвобождается время для духовной практики и осуществления пути к просветлению», − объяснил геше Лхакдор.
Принимая решение стать монахом, человек накапливает колоссальные заслуги, отметил геше Лхакдор, приведя в качестве примера Будду Шакьямуни: «Став монахом, Будда сумел помочь великому множеству существ. Его послание любви, сострадания и терпения по сей день звучит в самых разных странах мира».
Мирянам геше Лхакдор, на протяжении шестнадцати лет служивший личным переводчиком Его СвятейшестваДалай-ламы и хорошо знакомый с его мировоззрением, посоветовал быть буддистами 21-го века, не ограничиваясь посещением ритуальных молитв, обхождением храмов и совершением подношений. «Вы должны изучать Учение Будды, оно предназначено не только для монахов, но для каждого из нас. Изменить свою жизнь к лучшемуи достичь высшего состояния – просветления, мы можем, лишь предпринимая активные действия со своей стороны. Ведь сказано, что будды указывают путь, но осуществить его предстоит нам самим», − объяснил геше Лхакдор.
Вечером того же дня геше Лхакдор прочитал лекцию «Взгляд Его Святейшества Далай-ламына наукуи духовность» для широкой публики, подробно остановившись на продолжающемсяв последние годы поступательном диалоге между представителями современной научной мысли и буддийской науки.
С завтрашнего дня начинается большая лекционная программа геше Лхакдора в учебных заведениях Кызыла, разработанная при участии Министерства образования и науки Республики Тыва, Тувинского государственного университета.
Геше Лхакдор прибыл в Россию по приглашению Центра тибетской культуры и информации, верховного ламы (Шаджин-ламы) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и фонда «Сохраним Тибет».