Печать

Первый день учений Его Святейшества Далай-ламы по тексту Шантидевы в Сарнатхе

Опубликовал: Валерий Павлов 11 Январь 2013. Опубликовано в Новости сайтов

  title=Сарнатх, штат Уттар-Прадеш, Индия, 7 января 2013 г. – Накануне Его Святейшество Далай-лама совершил переезд из Патны в Сарнатх, пригород Варанаси, чтобы провести здесь четырёхдневный цикл учений по тексту Шантидевы «Бодхичарья-аватара». В Сарнатхе, как и на большей части территории северной Индии, произошло сильное похолодание, и часть аудитории, ожидавшей появление Его Святейшества, основательно утеплилась. Направляясь к трону, духовный лидер приветствовал своих давних друзей, в том числе Джангце Чодже и Лобсанга Тензина.

Группа монахов традиции тхеравада прочитала Мангала-сутру на пали, после чего несколько студентов Центрального университета тибетологии, одного из организаторов учений, зачитали Сутру сердца на санскрите. Его Святейшество обратил внимание на то, что палийская и санскритская традиция придерживаются практически одинакового свода монашеской дисциплины, Винаи, однако только в тибетском буддизме изучают теорию познания и логику. Этим тибетцы должны быть благодарны наставнику университета Наланды Шантаракшите, который помог укоренить практику буддизма в Тибете и был учителем философии и логики.

Его Святейшество начал с объяснения того, что все религиозные традиции учат безусловным добродетелям – любви и состраданию; что альтруистическое отношение служит источником счастья, а эгоизм губителен. Он добавил, что все люди должны об этом знать. Мы сами ответственны за то, что с нами происходит, потому что сами порождаем соответствующие причины. Если мы обманываем или притесняем других людей, то, в конечном счёте, мы же от этого и пострадаем. В том, что мы являемся творцами своего счастья, заключается одно из проявлений закона причинно-следственной связи.

Великий индийский наставник 7–8 веков Шантидева сказал, что если вы не способны обменять собственное счастье на страдания других, вы не достигнете состояния будды. Вы должны считать других людей более важными, чем вы сами, а их счастье более важным, чем ваше собственное. Он говорит о том, что будды размышляли над этим длительное время и пришли к выводу, что лучший способ помогать другим – развивать в своём сердце бодхичитту, альтруистическое устремление к просветлению.

  title=

Студенты Центрального университета тибетологии читают Сутру сердца на санскрите. 7 января 2013 г. Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)

«Я думаю, мне повезло, что я могу провести это учение, – прокомментировал Далай-лама,— а вы должны считать большой удачей то, что вы можете его слушать. Но слушать не просто для того, чтобы получить благословение. И не для того, чтобы впоследствии о нём забыть. Вы должны постоянно изучать его, понимать и думать о нём снова и снова».

«Когда у вас возникают трудности,— посоветовал Его Святейшество,— думайте обо всех, кто столкнулся с проблемами и страдает. Думайте так: “Я принимаю на себя страдания всех живых существ, до тех пор, пока не иссякнет океан страданий”. Когда я говорю об этом, я не хочу сказать, что в какой-то мере развил в себе бодхичитту, но она вызывает у меня искреннее восхищение, я думаю о ней каждый день и уверен, что именно эти мысли принесли мне счастье и покой».

«С другой стороны, было бы неуместно хвалиться тем, что вы много раз слушали объяснение «Бодхисаттвачарья-аватары» Далай-ламой. Не следует думать об этом [знании], как о потенциальном источнике денег, власти и влияния. Если мы будем так поступать, мы станем обыкновенными лицемерами, выдающими себя за практиков дхармы, но думающими только о богатстве».

Его Святейшество предложил всей аудитории прочитать молитву принятия прибежища и зарождения бодхичитты, которая существует в традиции махаяны. Он пояснил, что в этих строфах нет речи о желании вести лучшую жизнь сейчас или обрести лучшее рождение в будущем, там говорится об устремлении достичь абсолютного состояния будды ради блага всех живых существ. Принимая прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе, мы становимся буддистами; зарождая в себе бодхичитту, пробуждённое состояние ума, мы встаём на путь бодхисаттвы.

«Когда вы говорите: “Я принимаю прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе и силой заслуги, которую я накопил…”, старайтесь думать о “я” не как о чём-то автономном и действительном, но как о простом обозначении».

Его Святейшество получил передачу и объяснение текста «Бодхичарья-аватары» от кинаурца Куну Ламы Тензина Гьялцена, в Бодх-Гае. Однако, первое учение, которое Далай-лама получил от Куну Ламы, был его собственный текст «Драгоценный светильник». Это произошло здесь, в Сарнатхе, в одном из немногочисленных индуистских храмах, в котором Куну Лама Ринпоче тогда жил и считал его идеальным тихим местом.

  title=

На учения Его Святейшества Далай-ламы в Сарнатхе собрались несколько тысяч человек. 7 января 2013 г. Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)

«Текст издан на хинди, тибетском и английском языках. Я дам устную передачу с отдельными комментариями, но вы должны читать его снова и снова, главу за главой. Когда вы отправитесь домой, не теряйте текст, держите его рядом с собой, читайте его каждый день».

Сейчас на Земле проживают семь миллиардов человек, и все мы желаем себе счастья и не хотим проблем и страданий. Вместе с тем, множество проблем, с которыми мы сталкиваемся, созданы именно человеком. В этом контексте, религия не должна нести людям вред, она должна помогать им. Её цель – внутреннее преображение. Его Святейшество прочитал в газете, что из семи миллиардов человек, один миллиард составляют неверующие. Но если остальные шесть миллиардов не следуют религиозным предписаниям в своей каждодневной жизни, они не искренни в своей вере. Следовательно, важно чтобы люди осознали пользу любви и сострадания.

Говоря об открытиях науки в области ума, Его Святейшество вспомнил тех, кто до сих пор считает, что ум – это производная функция мозга, и что состояние ума определяют исключительно протекающие в нём процессы. Вместе с тем, возрастает количество доказательств того, что именно изменение и развитие ума влияют на состояние мозга. В качестве доказательства силы ума его Святейшество привёл пример, что за последние 50 лет, проведённые в эмиграции, более 20 тибетских мастеров вошли в состояние посмертной медитации. И сегодня ученые начинают исследовать это явление.

В ходе происходящего между учёными и буддистами диалога, ученые не становятся буддистами, они лишь заимствуют знание буддийской науки и философии, и применяют его в своих исследованиях.

  title=

Его Святейшество Далай-лама в первый из четырех дней учений в Сарнатхе. 7 января 2013 г. Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)

Начиная послеобеденную сессию, Его Святейшество назвал «Бодхичарья-аватару» лучшим текстом для изучения пробужденного ума или бодхичитты. В нём содержатся ссылки на работы Нагарджуны, а изложенные в нем взгляды соответствуют позиции Чандракирти. Шантидева написал также текст «Шикшасамуччая», передачу на который Его Святейшество получил от Сакья Ламы Кунга Вангчука. В школе кадампа существовала традиция одновременного изучения этих текстов, поскольку они хорошо дополняют друг друга. Далай-лама возродил эту традицию.

Его Святейшество открыл свой экземпляр текста и начал читать его, объясняя заголовок и намерения автора.

Говоря о бодхичитте, как об источнике уверенности и бесстрашия, Его Святейшество вспомнил ссылку на это в восьмитысячной сутре Праджняпарамиты: «17 марта 1959 года я читал восьмитысячную сутру Праджняпарамиты и дошёл до строфы, в которой говорится об уверенности и бесстрашии. И хотя я сильно нервничал, это было то самое место, которое я прочитал сразу после того, как покинул Норбулинку».

Перевод: Юрий Пучко

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=12975