Буддийская традиционная Сангха России продолжает юбилейные торжества, посвященные празднованию 250-летия института Пандито Хамбо лам России.
Одним из самых ярких событий 2014 года в истории бурятского народа и не только, стало долгожданное открытие возрожденного силами верующих главного соборного храма — Цогчен дугана овеянного особой славой старинного казачьего Дырестуйского дацана, появившегося на джидинской земле одним из первых после официального признания буддизма в России императрицей Елизаветой Петровной Романовой в 1741 г.
Основанный доблестными бурятскими казаками из рода атаганов в 1749 г. Дырестуйский (Джидинский) дацан в годы репрессий ХХ века, в 1936 г., по Постановлению ЦИК СНК БМАССР был закрыт. Прихожане дацана верят, что, как сказал Хамбо лама Дамба Аюшеев, благодаря защите Хранителя их родового дацана — Улаан Жамсаран Сахюусана, в здании Цогчен дугана площадью 25м х 25м, новая власть разместила не скотобойню, не конюшню, а машинно-тракторную станцию, которая обеспечивала ремонт и техническое содержание сельскохозяйственной техники всех близлежащих колхозов. Потому и сохранились прочный фундамент и стены Цогчен дугана.
Прихожане дацана верят и в то, что его необычное архитектурное решение – Сахюусан дуган был расположен в северной части комплекса, связан с Цогчен дуганом единым помещением – просторной террасой – стало незримой защитой сердцу дацана, позволив ему сохраниться для будущих поколений верующих, прихожан дацана.
Как особый знак будущего возрождения храмового комплекса сохранился и дом последнего Ширээтэ ламы — габжа ламы Сокто Цыденова, арестованного большевиками 16 марта 1931 г.
В 1992 году у подножья горы Номто Уула дырестуйцы возвели первый субурган. Следующим важным шагом в деле возрождения веры стало их решение собственными силами, несмотря ни на какие трудности, возродить свой родовой дацан. И поэтому за благословением верующие обратились к Пандито Хамбо ламе Дамбе Аюшееву, который горячо поддержал их начинание.
В 2003 г. приехав в с. Дырестуй, он увидел здесь сохранившиеся стены и здание Цогчен дугана. Внеся первый взнос на начало его восстановления и строительства, Хамбо лама даровал верующим свои благословения. Вдохновленные, прихожане дацана под руководством назначенного Главой Сангхи России в 2004 г. первого Ширээтэ ламы Барадия Чойнзонова, активно взялись за возрождение “Обители спонтанной реализации Великого Блаженства” – Дырестуйского дацана “Лхундуб Дэчинлин”.
8 января 2006 г. уже состоялось освящение (”рамнай”) первого храма — Сахюусан дугана, дугана Хранителя дацана Улаан Жамсаран Сахюусана. Именно тогда бывшему Джидинскому дацану было возвращено его историческое название — Дырестуйский. В столице Бурятии были проведены два благотворительных марафона.
Знаковым событием стало проведение на территории дацана 22 апреля 2012 г., впервые за последние почти восемь десятилетий, ламами Жуд дугана Иволгинского дацана большого ритуала Жинсрэг — особого Подношения Божествам через огонь, для устранения всех препятствий на пути к возрождению дацана. Невероятно холодная погода и сильнейший ветер для верующих стал знаком предстоящих серьезных испытаний, которые они должны будут преодолеть.
И прошедшие всего лишь 2 года и 2 месяца с того самого события показали всю силу духа и доблесть потомков казаков-атаганов, которые смогли преодолеть все мыслимые и немыслимые, все возможные и невозможные препятствия, чтобы возродить из пепла свой величественный храм, красотой внешних линий архитектурного облика и красотой внутреннего убранства поразивший всех присутствовавших в этот исторический день великого освящения ”Ехэ Рамнай” 28 июня 2014 года.
Здесь необходимо особо подчеркнуть, что Дырестуйский дацан возвели своими руками сами его прихожане, которые вели неустанную работу в течение долгих 10 лет, с 2004 по 2014 гг., без поддержки государства, без помощи крупного бизнес-сообщества Бурятии, своим кропотливым ежедневным трудом, своей великой верой и устремленностью к духовному подвигу каждый день приближая главное событие в истории родового дацана — открытия его дверей для всех верующих и гостей Бурятии. И это совершенно не пустые слова. Уникальный опыт дырестуйцев еще раз доказывает всем нам, что истинная вера способна преодолевать любые препятствия, казавшиеся непреодолимыми, творить и реализовывать то, что казалось нереализуемым…
Алтарь главного соборного храма украсила статуя прекрасного взором и обликом вечно юного Будды Шакьямуни! Танка с изображением I Пандито Хамбо ламы Дамба Даржа Заяева (Дырестуйский дацан был возведен с его благословения) и с изображением XII Пандито Хамбо ламы Даша Доржо Этигэлова (Его Святейшество присутствует сегодня рядом с нами), присутствие ХXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, наполнение силой и могуществом всех изображений Будд, Бодхисаттв, самого Цогчен дугана, Сахюусан дугана, всех объектов поклонения и почитания на территории дацана до самых вершин легендарной горы Номто Уула, присутствие великого собрания буддийского духовенства Сангхи России, делали этот день по-особенному сакральным, исполненным силой единения прихожан и священнослужителей, их веры, духа через достижение великой цели – возрождения храма.
Еще в 1925 г., перед уходом в нирвану Тогтохын Багша, руководитель дацанской философской школы Чойра, зная о скором разрушении родового дацана, гонениях на Учение Будды и тотальном уничтожении всего бурятского буддийского духовенства новой властью, попросил Даба ламу оставить память о нем для будущих потомков, сделав рисунок дацана. Спустя почти столетие, благодаря именно этому сохранившемуся изображению, дырестуйцы смогли восстановить исторический облик каменного Цогчен дугана, возведенного их предками еще в 1770 г.
В 16 ч. начался второй в истории возрожденного Дырестуйского дацана ритуал Жинсрэг — могущественное подношение Божествам через огонь. И этот Жинсрэг уже был посвящен закреплению достигнутых результатов, стал благословением на дальнейший расцвет дацана, развитие Учения Будды на джидинской земле, на укрепление благополучия семей прихожан дацана, на процветание жителей с. Дырестуй, совершивших в этой своей жизни, как говорит Хамбо лама, самый настоящий подвиг на благо всех живых существ…
Итак, исторический Цогчен дуган Дырестуйского дацана, одного из крупнейших и старейших бурятских дацанов Российской империи возрожден! Его стены помнят лики и голоса тысяч лам, возносивших здесь молитвы на протяжении практически двух столетий, в XVIII — I-й четверти XX вв., служивших в 16 дуганах дацана… Помнят и их последние молитвы хуралов 1936 года…
И спустя 78 лет над степями, горами и реками джидинской земли, прославленной Боргойской долины, вновь из Цогчен дугана Дырестуйского дацана полились звуки священных мантр, умиротворяя ум, даруя радость верующим и надежду, обернувшись золотыми лучами веры, исходящими из самого сердца Будды…
Так завершился день первый – день великого освящения «Ехэ Рамнай», длившегося с 6 ч. утра до 22.00 ч. вечера — день уникального Дашинима хурала.
На следующий день, 29 июня 2014 года, в 11 ч. началась церемония торжественного открытия. И то, что услышали присутствующие в эти минуты из уст Хамбо ламы, из уст Ширээтэ лам Сангхи России, представителей местной власти, депутатов Народного Хурала Республики Бурятия, оставило в их сердцах совершенно неизгладимый отпечаток Знания, понимания того, что каждый человек способен на большой духовный подвиг… И об этом наш следующий репортаж с места событий.
Пресс-служба Сангхи России
Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=13375