Опубликовал: Валерий Павлов 09 Апрель 2015. Опубликовано в Новости сайтов
Лев Петрович Емченов стал ссыльным в детском возрасте, 28 декабря1943 года, когда калмыцкий народ был насильно депортирован из мест постоянного проживания в Сибирь. Политические репрессии никого не обошли стороной. Многострадальный калмыцкий народ стал жертвой геноцида, который осуществлялся физическим уничтожением (лагеря, тюрьмы), перемещением гражданского населения (стариков, женщин и детей)в условия, приводящие к неминуемой смерти. Выжить им помогала вера, чистая, сильная буддийская вера, ее они бережно хранили в течение многих столетий, несмотря на неимоверные страдания, выпавшие на их долю.
Предалагаем вашему вниманию воспоминания Льва Петровича Емченова, «Будда в моей жизни», опубликованные в газете «Калмыкия Сегодня»
Наша семья из трех человек: мама, сестра Мария и я, при выселении попала в Тюменскую область. Марию направили на работув леспромхоз.
В те трудные годы мама всегда молилась вечером Богу, а меня усаживала рядом, и я повторялза ней молитвы, не понимаяих смысла.А весной, когда вскрывался Иртыш, нас вместе с другими семьями калмыков посадили на баржу, и мы поплыли вниз по Иртышу. В одномиз районов Ханты-Мансийского национального округа нас высадили в рыболовецком колхозе. Нас поселилив половине небольшого деревянного дома, а другую половину занимала семья фронтовика, жена и двое сыновей двенадцати и десяти лет. Нам повезло, соседи были хорошие и добрые, чем могли, помогали нам, а мамаих всех обшивала, она хорошо шила. Марию определили в рыболовецкую бригаду, которая в любую погоду выезжала на лов.
Как-то раз их застал сильнейший шторм с ураганным ветром. Иртыш тогда был полноводным. Борясь с волнами, они изо всех сил гребли к берегуи вдруг рядом ударила молния, и раздался сильнейший раскат грома. Одна из наших калмычек бросила весло, упала на колении стала читать молитвы. Звеньевой, страшно ругаясь, кричит ей: ”Садись за весло, греби”, но онане слушала его и продолжала молиться.
Брошенное ею весло мешало другим грести, и лодка затормозила ход, все сильно испугались, что волны могут перевернуть лодку и всем конец. Но подошедшая волна как бы подхватила лодку, протащила ее и выбросилана берег. Звеньевой кричит: ”Оттаскивайте лодку, а то следующая волна унесет ее”. Все быстро выпрыгнули из лодки,а молившаяся женщина не успела встать с колен. Сестра думала, что сейчас звеньевой изобьет ее, до тогоон был злой, а звеньевой молча сел, закурил, что-то промычал под нос и сказал: ”Собирайтесь, лодку закрепите, завтра все утихнет, придем”.
Когда сестра все это рассказала, придя домой, мама сказала: ”Это Бурхн (Будда) помог вам”.
То, что нас перевезли в рыболовецкий колхоз спасло нас от голодной смерти: работающим выдавали по две рыбешки в день, они были размером не больше ладошки, но это была постоянная еда плюс продукты по карточке.
Наша старшая сестра Александра при высылке в Красноярский край. Она нашла нас и вызвалак себе,в Назаровский район, где мы и жилидо возвращенияв Калмыкию.
В 1952 годус разрешения коменданта мы с мамой поехали в Новосибирскк близкимродственникам — Емченовым. В одиниз дней тетя Делгр, улыбаясь, говорит маме: ”Завтра пойдем в хурул”.Мама встрепенулась вся и спрашивает: ”Какой хурул?”. Оказывается, подготавливая котлован под фундамент дома, строители выкопали статую Будды, высотой около 70 сантиметров и ее поместилив краеведческом музее. Для проживающихв Новосибирской области калмыков музей стал святым местом. Когда мы подходилик музею, то встретили группу калмычек и мужчину, который вел их. У крыльца музея он сказал: ”Я помолюсь, потом все зайдем”. Это был Манджи Тюрбеев, он расстелил платок на крыльце, снял сапоги, сел на колении стал усердно молиться, потом встал и в носках пошел в музей, а мы всеза ним. Сотрудница музея на входе даже не удивилась такому нашему поведению. Когда мы шли по музею, то сотрудники помогали нам, указывая дорогу в залсо статуей Будды. Зайдя в зал,мы стали молиться, положили подношение перед статуей и осторожно спиной к выходу вышли из зала.
Однажды по Назарово среди калмыков прошел слух, что приехал лама Дордже с манджиком, проводит тайно молебны, делает обряды и выполняет другие просьбы. Мама взяла меня на одиниз таких молебнов. Ламе нужно было ездить по городу и району,а автобусного движения тогда не было.Люди стали просить моего зятя, Бориса Панькина – шофера, чтобы он по возможности возил их. И кто-то донес в НКВД,их арестовалии судили как врагов народа. Ламе дали25 лет,манджику —20 лет,а моемузятю —12 лет.Зять сиделв Норильске, вышел из тюрьмы после смерти Сталина, по амнистии.
Тогда, чтобы помолиться, мама по вечерам стала запирать двери и не пускала даже соседей, хотя раньше молилась и при них. ”Осторожность никому не помешает” — это ее слова.
Моя жена, Валентина, училась заочно в аспирантуре МГУ. Пришло время защиты диссертации, и мы поехалив Ленинград, чтобы помолиться в бывшем хуруле, там в то время располагалась лаборатория зоологического института. Мы вышлииз метрои спросилиу парней, где здесь находится лаборатория ЗИН, и очень удивились, когда один из них, глядя на меня, спросил: ”Вы, наверное, ищете хурул?”. Я ответил утвердительно, и он показал нам дорогу. Подойдя к хурулу,мы помолилисьу входа, положили свои подношения и поехалина вокзал, чтобы выехать в Москву. Защита диссертации прошла успешно, членов Ученого совета было 12 человек,и секретарь Ученого совета удивлялась, что редко на защите диссертации присутствует такое количество членов Ученого совета и все так активно и единодушно голосуют.
Мне всегда вспоминаются дни приезда нашего уважаемого Его Святейшества Далай-ламыXIV в город Элисту и тот подъем, который охватил всех людей. Тогда, в 2004 году,Далай-лама встречался с верующимив Аршани. Моему внуку было десять лет, и мы никакне могли проехать в Аршан, все было забито автомашинами. Мы пошлис улицы Ленина напрямую через лесополосу в Аршан,а была грязь, сырость, обувь быстро промокла, а я идуи поглядываюна внука,не тяжело ли ему идти, а он идет так весело и еще говорит мне: ”Вперед, авка, не бойся, я с тобой!”.Мы внимательно слушали Далай-ламу,и тогдаон сказал: ”Я знаю, многие из вас добирались пешком, промокли, не бойтесь, никто из васне простынет и не заболеет”.Так онои было, мы с внуком даже не чихнули и не кашлянули.
В прошлом году моя семья находилась в США,в гостяху родственников.3–4 ноября года Далай-лама выступал с беседойв Нью-Йорке, все родные были на этой встрече. Калмыки ходят в китайский, японский храмы, молятся, делают подношения, слушают молитвы, посещают также Тибетский молельный дом. Они побывалив хурулах городов Хауэлл и Филадельфии.Но в основном они молятся дома. Говоря о себе, хочу отметить, что я регулярно посещаю хурул, не пропускаю проповеди наших высоких учителей и 8,15, 30 лунные дни, когда наши монахи проводят обширные службы. Мне радостно, что в хурул вместе с родителями приходят и дети, это очень хорошо, пусть впитывают в себя все хорошее, что несет буддизм людям.