Печать

Чже Цонкапа “Три основы пути” и “Основа всех благих достоинств”

Опубликовал: Валерий Павлов 10 Октябрь 2015. Опубликовано в Новости сайтов

  title=Чже Цонкапа ”Три основы пути”

Склоняюсь с благоговением пред превосходными досточтимыми ламами!

1. Разъясню, насколько сумею,

Суть всех учений Победоносного Будды,

Путь, превозносимый Сыновьями Победителя,

Врата для удачливых, стремящихся к освобождению.

2. Не привязанные к усладам самсары,

Стремящиеся извлечь наилучшее из свобод и благих условий,

Полагающиеся на путь, что Буддам приносит радость,

О удачливые, внимайте мне искренним сердцем.

3. Без чистого отречения, не уняв тяги к радостям и благим плодам

Океана самсары, не прийти к покою [нирваны].

Воплощенные существа крепко скованы страстью к существованию,

А потому вначале взрасти отречение.

4. Размышляя, как трудно обрести свободы и блага,

И о скоротечности жизни, преодолеешь соблазны этого рождения.

Думая снова и снова о непреложном законе действий и их плодов, а также о муках самсары,

Отвернешься от соблазнов будущих жизней.

5. Если при таком освоении желание процветания в самсаре

Не появляется ни на мгновенье,

А стремление к освобождению присутствует непрерывно, и днем и ночью,

Значит, отречение зародилось в тебе.

6. И все же одно только отречение,

Без чистого устремления — бодхичитты,

Не приведет к неистощимому блаженству непревзойденного пробуждения.

И потому мудрые должны породить наивысшую бодхичитту.

7. Захваченные потоками четырех бурных рек,

Накрепко стянутые путами кармы, что нелегко развязать,

Заключенные в стальную клеть цепляния за «я»,

Окутанные со всех сторон непроглядным мраком неведения,

8. [Существа] рождаются снова и снова в бесконечной самсаре,

Беспрестанно испытывая три вида страданий…

Созерцая эту участь существ, некогда бывших нам матерями,

Породи наивысшее намерение — бодхичитту.

9. И все же без мудрости постижения высшей природы существования,

Пусть ты и взрастил отречение и бодхичитту,

Невозможно отсечь корень самсары.

А потому усердствуй в постижении взаимозависимого возникновения.

10. Тот, кто постиг нерушимость причинно-следственной связи,

Действенной для всех явлений самсары и нирваны,

И полностью уничтожил тягу к восприятию [их самобытия],

Вступил на путь, дарующий радость Буддам.

11. Пока два положения:

Непреложное взаимозависимое возникновение видимых проявлений

И пустота, свободная от любых утверждений,

Предстают пред умом как отдельные,

Ты еще не постиг мысли Будды.

12. Когда эти два постижения больше не сменяют друг друга, но приходят одновременно,

И один только взгляд на непреложность взаимозависимого возникновения

Полностью уничтожает цепляние за [самосущие] объекты познания,

Тогда анализ воззрения полностью завершен.

13. Кроме того, [восприятие] видимых проявлений избавляет от крайности «бытия» (этернализма).

А [постижение] пустоты — от крайности «небытия» (нигилизма).

Когда видишь, что пустота проявляется как причина и следствие,

Более не впадаешь ни в одну, ни в другую крайность.

14. Когда ты правильно уяснил

Важнейшие моменты трех основ пути,

Сын мой, отправляйся в уединение, породи радостное усердие

И быстро приди к высшей духовной цели.

  title=Чже Цонкапа ”Основа всех благих достоинств”

Основа всех благих качеств — добрый, совершенный, чистый Гуру;

Подлинная преданность ему — корень пути.

Благослови, чтобы, осознав это, с огромным усердием

И великим почтением я полагался на него!

Драгоценная свобода этого рождения обретается лишь однажды

И обладает великим значением; вновь обрести ее очень нелегко.

Благослови, чтобы, осознав это, я развил состояние ума, которое неустанно,

Днем и ночью, извлекает сокрытую в этом рождении сокровенную пользу.

Эта жизнь непостоянна, как пузырь на воде;

Помни, как быстро она угасает, как быстро приходит смерть.

После смерти подобно тени, следующей за телом,

Результаты неблагой и благой кармы следуют за нам.

Благослови, чтобы, обретя глубокую веру в это,

Я всегда был осторожен,

Стремясь отказаться даже от мельчайших неблагих деяний

И осуществить все добродетельные дела.

Стремление к удовольствиям сансары — врата, ведущие ко всем страданиям;

Они непостоянны, и полагаться на них нельзя.

Благослови, чтобы, осознав эти недостатки,

Я зародил сильное желание достичь блаженства освобождения.

Руководствуясь этими чистыми помыслами,

Зарождаю внимательность, бидтельность и великую осторожность.

Корень учений — соблюдение обетов пратимокши;

Благослови, чтобы я смог осуществить эту сущностную практику.

Подобно мне, находящемуся в океане сансары,

Ввергнуты в него и все матери — живые существа.

Благослови, чтобы я осознал эту упражняясь в высшей бодхичитте,

И принял на себя ответственность за их освобождение.

Даже если я просто разовью бодхичитту, но не буду упражняться в трех видах нравственности,

То не достигну просветления.

Благослови, чтобы, осознав это,

Я с великим усердием соблюдал обеты бодхисаттвы.

Когда я усмиряю отвлечения сознания на недостойные объекты

И надлежащим образом исследую смысл реальности,

Благослови, чтобы я быстро развил в потоке своего ума

Путь единства умиротворенности и особого видения.

Когда, преуспев на общем пути, я стану чистым сосудом,

Благослови, чтобы я смог вступить

В святые врата счастливцев:

Высшую ваджрную колесницу.

Тогда основой обретения двух достжений

Станут поддерживаемые в чистоте обеты и самаи.

Благослови, чтобы я, удостоверившись в этом,

Ценил эти обеты и обязательства, как собственную жизнь.

Затем, благодаря пониманию значимости двух стадий,

Сущности Ваджраяны,

Усердно осуществляемой практики, поддеражния четырех периодов практики —

Реализовать учения святого гуру благослови!

Пусть же гуру, указующие благородный путь,

И духовные друзья, идущие по нему, живут долго.

Благослови, чтобы я смог полностью усмирить

Все внешние и внутренние препятствия.

Пусть во всех своих рождениях, никогда не расставаясь с совершенными учителями,

Я наслаждаюсь превосходной Дхармой.

Реализовав все качества ступеней и путей,

Пусть я быстро достигну состояния Ваджрадхары.

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=24728