Опубликовал: Валерий Павлов 21 Июль 2016. Опубликовано в Новости сайтов
Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» под духовным руководством Тэло Тулку Ринпоче с радостью сообщает вам о выходе комментария Его Святейшества Далай-ламык трактату Камалашилы «Ступени созерцания» (Бхаванакрама). Книга, ранее напечатанная фондом для бесплатного распространения в буддийских республиках, теперь доступна широкому читателю.
«Ступени созерцания» (Бхаванакрама) — трактат в трех частях, написанный индийским буддийским философом Камалашилой в Тибетев VIII веке по просьбе тибетского царя Трисонга Децена. В нем излагается метод постепенного духовного совершенствования, которого придерживались наставники древнеиндийского университета Наланда в противовес распространенной в то время в Китаеи привнесеннойв Тибет идее «мгновенного пробуждения».
Придавая большое значение представлениям Камалашилы о последовательном освоении методов созерцания, Его Святейшество Далай-ламаXIV регулярно дает устные комментарии ко второй части «Бхаванакрамы» в разных странах мира. Наставления, вошедшие в эту книгу, были дарованы им в Манали,в Индии, в 1989 году.
Приобрести книгу по льготным ценам можно в буддийских интернет-магазинах:
в буддийскоминтернет-магазине dharma.ru
в интернет-магазине издательства «Нартанг»
При оптовых заказах (от 100 экз.) просьба обращаться к издателям по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Из Введения:
«Камалашила внес существенный вклад в развитие Учения Будды. Добросердечный и непреклонныйв своих намерениях, он, пребывая в Тибете, заложил прочную основу для дальнейшего развития буддизма. Тибетский царь Дхармы Трисонг Децен пригласил в свою страну Ачарью Шантаракшиту и Гуру Ринпоче – Падмасамбхаву. Эти три великих человека были очень добры к Стране снегов. Их совместными усилиями в Тибете прочно утвердилась полная форма буддизма, которая включала в себяи тантру. Ачарья Шантаракшита видел, что в дальнейшем буддийская философия в Тибете может быть превратно понята, неверно истолкована, и потому оставил царю письменные наставления, советуя ему пригласить Камалашилу, когда такое случится. Как повествует история, именно эти причины привели к тому, что Камалашила получил приглашение посетить Тибет и написал трактат «Ступени созерцания». В конце первой части автор указывает, что составил этот труд по просьбе царя Трисонга Децена.
Стремясь принести благо тибетскому народу и укрепитьв Тибете Учение Будды, великий Камалашила милостиво согласился приехать в Страну снегов. Три части «Ступеней созерцания» были написаны им в Тибете,а побудило его к этому учение китайского учителя по имени Хэшан. Содержание распространявшейся им философии – это отдельная тема, однако предложенное им толкование буддийских воззрений несомненно было ошибочным. Ачарья Камалашила написал свой труд, желая предотвратить распространение подобных неправильных взглядов. Следует отметить, что великие люди того времени обладали большой ученостью и высокой нравственностью. Опровергая ошибочные воззрения, они применяли весьма изысканные речевые обороты и не ставили цели задеть своего оппонента за живое.Они лишь очень четко и ясно излагали фундаментальные философские воззрения, методы медитации и правила поведения, как те были преподаны Буддой. Изложенное подобным образом буддийское Учение затмевало ущербные и неправильные взгляды, которые приходили в упадок сами собой. Итак, у этого драгоценного труда есть особая кармическая связь с Тибетом, Страной снегов.
Очевидно, что автор был чрезвычайно добр к Тибету. Великий Цонкапа называл его почтенным ученым-философом, и этот титул очень ему подходит. Он написал несколько произведений, и из них наибольшим уважением пользуются «Свет срединности» (Мадхьямакалока) и трактато медитации, который мы сейчас изучаем.
Линия преемственности трактата о трех ступенях созерцания достаточно редкая. В центральнойи юго-западной областях Тибета она не получила широкого распространения. Возможно, «устную передачу», уполномочивающую на изучение этого труда, можно было получить лишь в отдаленныхи малодоступных районах Тибета. Куну Лама Тензин Гьялцен получил ее в Каме (Восточный Тибет) и впоследствии передал Серконгу Ринпоче. В то время у меняне было возможности ее получить, хотя я того желал. Я думал, что, поскольку этот трактат не такой уж большой, мне не составит труда сделать это позже. И потомуя направил свои усилия на то, чтобы прослушать учения по таким обширным трактатам, как «Большой комментарий на Калачакру» Будона Ринчена Друба, «Сжатое изложение тантры Калачакры» и шесть томов «Аннотаций к великому комментарию, именуемому “Чистейший свет”».
Я находился в Швейцарии, когда пришла телеграмма с известиемо том, что Серконг Ринпоче скончался, а здоровье Йонгзина Линга Ринпоче пошатнулось. Я был потрясен, думая, что мне придется дорого заплатить за свою леность – за то, что, не проявив должной расторопности, я так и не получил учения по «Ступеням созерцания». Сердце мое переполняли печаль и чувство невосполнимой утраты. Впоследствии я начал расспрашивать лам и геше,с которыми сводил меня случай, нет лиу кого-нибудьиз них этой линии преемственности. Однажды, будучи в Бодхгае,я повстречал настоятеля монастыря Сакья Сангье Тензина. Он сообщил мне, что получал учения по «Ступеням созерцания» от старого ламы из Кама, который паломником посещал Лхасу. Позже мне пришло в голову, что поскольку Куну Лама Ринпоче также прослушал эти учения в Каме, то, возможно, речь идет об одной линии преемственности. Я также подумал, что, пожалуй, мог бы получить эти учения от Сангье Тензина.
Прежде, принимаясь за изучение новых трактатов, я всегда консультировался с Йонгзином Лингом Ринпоче. Но к тому времени его уже не былов живых.В те дни достопочтимый Ген Ньима, как и я, находился в Бодхгае.Я поделилсяс ним своими мыслями и спросил его мнение. Он поддержал меня в моем желании, и такя получил учения по «Ступеням созерцания» от настоятеля монастыря Сакья. Я чувствовал себя очень счастливым и удачливым,и это избавило меня от угрызений совести. Настоятель монастыря Сакья был человеком довольно известным и весьма уважаемым наставником в самой школе сакья. Ему былоза восемьдесят.
Похоже, к этому трактату не существует письменных комментариев. По меньшей мере мне не доводилосьих видеть. Великий Цонкапа приводит довольно обширные цитаты из этого текста в «Большом руководстве к этапам пути пробуждения», поэтому я нахожу уместным позаимствовать дополнительные комментарии из него.
Камалашила внес существенный вклад в развитие Учения Будды. Добросердечный и непреклонныйв своих намерениях, он, пребывая в Тибете, заложил прочную основу для дальнейшего развития буддизма. Тибетский царь Дхармы Трисонг Децен пригласил в свою страну Ачарью Шантаракшиту и Гуру Ринпоче – Падмасамбхаву. Эти три великих человека были очень добры к Стране снегов. Их совместными усилиями в Тибете прочно утвердилась полная форма буддизма, которая включала в себяи тантру. Ачарья Шантаракшита видел, что в дальнейшем буддийская философия в Тибете может быть превратно понята, неверно истолкована, и потому оставил царю письменные наставления, советуя ему пригласить Камалашилу, когда такое случится. Как повествует история, именно эти причины привели к тому, что Камалашила получил приглашение посетить Тибет и написал трактат «Ступени созерцания».
В конце первой части автор указывает, что составил этот труд по просьбе царя Трисонга Децена. Стремясь принести благо тибетскому народу и укрепитьв Тибете Учение Будды, великий Камалашила милостиво согласился приехать в Страну снегов. Три части «Ступеней созерцания» были написаны им в Тибете,а побудило его к этому учение китайского учителя по имени Хэшан. Содержание распространявшейся им философии – это отдельная тема, однако предложенное им толкование буддийских воззрений несомненно было ошибочным. Ачарья Камалашила написал свой труд, желая предотвратить распространение подобных неправильных взглядов. Следует отметить, что великие люди того времени обладали большой ученостью и высокой нравственностью. Опровергая ошибочные воззрения, они применяли весьма изысканные речевые обороты и не ставили цели задетьсвоего оппонента за живое.Они лишь очень четко и ясно излагали фундаментальные философские воззрения, методы медитации и правила поведения, как те были преподаны Буддой.
Изложенное подобным образом буддийское Учение затмевало ущербные и неправильные взгляды, которые приходили в упадок сами собой. Итак, у этого драгоценного труда есть особая кармическая связь с Тибетом, Страной снегов.
Очевидно, что автор «Ступеней созерцания» Камалашила был безгранично добр к тибетцам. Однако, как мы видимиз истории, тибетцы, вместо того чтобы как подобает отблагодарить его за доброту, совершили немало ошибок. Последовали события, которые можно назвать недостойными. Однако если взглянуть на это под другим углом, то можно припомнить тибетскую поговорку: «Когда процветает Дхарма, усердствует и Мара».Гуру Ринпоче создал благоприятные условия и благословил землю Тибета, чтобы основанные там институты светской и духовной власти могли выдержать проверку временем. Но даже в те годы находились люди, позволявшие себе неуместные высказывания. Порой даже царь не выполнял всех пожеланий Гуру Ринпоче.
Наблюдать такое печально, но на это,конечно же, можно посмотреть и по-другому.У Будди бодхисаттв нет иных дел, кроме как трудиться ради блага всех живых существ. У Владыки Авалокитешвары особая связь с Тибетом,и его бесчисленные проявления продолжают вершить великие благие дела. Однако мы, тибетцы, по сей день сталкиваемся с чередой бесконечных невзгод. Но мы все равно не должны терять присутствие духа. Положение в мире неустойчиво, все постоянно меняется. Люди встаютна сторону истины – истина драгоценна. На сегодняшний день нам удалось заложить прочный фундамент для своего будущего. Все мы должны упорно трудиться, чтобы осуществить задачи этой жизни и жизней, что нас ждут впереди, одновременно уделяя внимание и нашему общему делу [борьбы за свободный Тибет]. Нам всем повезло, что у нас есть возможность изучать это замечательное произведение. Мы поступим мудро, если запомним изложенные в нем основные принципы и постараемся изменить свою жизнь.
При освоении буддийских учений очень важную роль играет порождение положительного настроя. Призываю вас слушать с благим намерением, думая: «Я буду внимать учениям по средней части трактата “Ступени созерцания”, составленного великим Камалашилой, чтобы достичь наивысшего состояния Будды ради блага живых существ, число которых велико, как пространство». Качество любого действия, совершенного телом, речью и умом,в первую очередь определяется нашими намерениями. Всякое действие, совершенное с благим намерением, приносит добродетель и счастье, а в конечном итоге становится причиной для достижения состояния Будды. Если же благое, или нацеленное на принесение пользы, намерение отсутствует, то даже те практики, что на первый взгляд кажутся духовными, вместо накопления добродетели могут повлечь за собой пагубные последствия. И, поскольку граница между благим и неблагим намерением временами может быть очень тонкой, нужно уделять этому повышенное внимание.
В этом труде Камалашила излагает сущность пути, представленного в обеих колесницах – хинаяне и махаяне.Он объясняет практику относительной бодхичитты и шести парамит, делая особый упор на шаматхеи випашьяне. Людям, которые совершают первые шаги в буддизме и не слишком знакомы с методамии техниками практического применения учений, можно посоветовать постараться как можно лучше понять это произведение, потому что, взяв его за основу, можно затем без труда изучить и другие трактаты. «Ступени созерцания» могут стать ключом, который откроет вам дверь ко всем остальным важнейшим трудам философской мысли буддизма».