Опубликовал: Валерий Павлов 06 Октябрь 2016. Опубликовано в Новости сайтов
Двадцать лет назад, 5 октября1996 года,в шести километрах от столицы Калмыкии, недалеко от поселка Аршан, был торжественно открыт крупнейший в то время хурул республики – Сякюсн-Сюме, первый в регионе построенный по всем канонам буддийского храма. Несмотря на холоднуюи пасмурную погоду, знаменательное событие собрало тогда огромное количество людей.
Это было всенародное ликование, у людей возникла надежда на полное возрождение в республике традиционной религии калмыков, на новые большие свершения.
С тех пор этот хурул в течение десяти лет был главным буддийским храмом республики. Хотя в конце2005 годав центре Элисты был открыт еще более крупный хурул – «Золотая обитель Будды Шакьямуни», Сякюсн-Сюме оставался главным еще в течение года и в октябре 2006-го десятилетие этого храма праздновалось как юбилей центрального хурула Калмыкии. Тогда в республике даже был объявлен выходной день.
Ныне же официальных торжеств по поводу 20-летия Сякюсн-Сюмене запланировано, так как это уже не главный хурул республики. Тем более, что в прошлом году был торжественно отмечен 10-летний юбилей Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
В настоящее время хурул Сякюсн-Сюме считается вторым по масштабности буддийским центром республики, но значение его по-прежнему велико. Не только по факту первого появления тут религиозных зданий нового типа, но и по причине возвращения калмыцкого народа к божественным идеалам, полностью разрушенным в 20-е годы прошлого века.
Туристы по-прежнему посещают Сякюсн-Сюме, любуясь отличной храмовой росписью, внешним видом храма и получая удовольствие от божественной тишины, которая очень способствует общению с высшими силами. Тем более, что монахи, проживающие на территории центра, всегда готовы встретить гостей, открыть им хурул и ответитьна интересующиеих вопросы.
Помимо общеупотребительного калмыцкого названия «Сякюсн-Сюме» этот храм ныне в обиходе называют Аршанским хурулом, а тои Старым хурулом. Официальное же название этого культового сооружения — «Геден Шеддуп Чойкорлинг», что по-тибетски буквально означает «Святая обитель теории и практики школы Гелуг», а в вольном переводе – «Святая обитель просвещенных монахов». Это название даровал Его Святейшество Далай-ламаXIV заранее, еще до строительства храма, в 1992 году.Тогда же,во время своего второго визита в Калмыкию, духовный лидер буддистов мира освятил выбранное место постройки хурула. А 1 декабря 2004 года Его Святейшество во время долгожданного третьего визита в нашу республику освятил возведенный и действовавший храм. Он совершил церемонию освящения «раднэ», которая означает, что хурул после этого становится настоящей обителью божеств. Сякюсн-Сюмеи представляет собой драгоценную мандалу божеств.
Место строительства храма к югуот города было выбрано неслучайно. В то время, более 20 лет назад, хурулом в Элисте служил молельный дом на улице Лермонтова (он и сейчас действует). В конце 1980-х годов в республике начал активно обсуждаться вопрос о строительстве крупного хурульного комплекса. Он рассматривалсяв феврале1989 годана собрании Хурульного Совета. Тогда же было предложено несколько мест под строительство хурула в черте города Элисты и за ее пределами. Однако в силу разных причин от всех этих вариантов пришлось отказаться. В результате дальнейших поисков в 1991 году было найдено место, подходящее по всем параметрам (не толькос учетом геологических условий и возможности подвода коммуникаций, дороги и прочего, но и чтобы место было возвышенным, господствующим). Первым из священнослужителейна этом месте близ поселка Аршан побывал Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, которому оно очень понравилось.
Впоследствии он вспоминал: «Я хорошо помню, что вначале было выбрано несколько точек для строительства хурульного комплекса, в том числе предлагалось место и в центре Элисты. С последним вариантом я тогдане был согласен, поскольку понимал, что место в центральной части города по площади может быть ограниченным. Хурул же, по нашим понятиям, должен был стать, прежде всего, центром духовного образования, а для этого нужно иметь место для строительства учебных корпусов. Так что одним из определяющих факторов для выбора участка под строительство хурула было наличие большой свободной площади. С этой точки зрения нынешнее месторасположение хурула вполне удовлетворило нас. Он удачно вписывается в рельеф местности и находитсяна самом оптимальном расстоянии от Элисты.Ко всему прочему, это еще и очень красивое место. Его СвятейшествоДалай-лама ХIV согласился с нашими доводами и решительно поддержал нас в выборе места строительства хурульного комплекса, лично освятил его. Если бытьдо конца откровенным, то вначале я, наверное, как и многие другие, сомневался в осуществлении проекта. Строительство хурула велось в очень непростое время, в сложных экономических условиях. Это еще раз доказывает, что многое в жизни зависит от нас самих, от уверенностив верности наших намерений и поступков. Кроме всего прочего, это говорит и об огромном потенциале республики и ее народа.От всего сердца благодарю тех, кто строил Сякюсн-Сюме,и всех помогавших в этом благородном деле».
Строительство храма продолжалось четыре года и велосьна пожертвования жителей республики и средства, привлеченные Президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым. Само здание было возведено за один год. Чтобы собрать деньги на строительство, был организован общественный фонд «Сонам-Добродетель», который находился на первом этаже проектного института (АО «Калмгипросельстрой»). Там же,в институте, располагался офис Шаджин-ламы.Были проведены два телерадиомарафона с участием названного фонда и Департамента по делам религий РК, в результате которых было собрано 250 неденоминированных рублей.
1990-е годы, как известно, были очень непростыми во всех отношениях, но храмСякюсн-Сюме был построен и сданв сроки. Заслуженный строитель России и Калмыкии Михаил Шалхаков вспоминал: «На стройке я не один десяток лет и по опыту знаю, что на завершающем этапе строительных работ охватывает особое настроение, чувствуется прилив сил и энергии, желание скорее все завершить. Однако такого энтузиазма, такого неподдельного интереса к выполняемой работе и жгучего желания уложиться в намеченный срок, сдать объект вовремя, как при строительстве хурула, мне не приходилось видеть за всю свою трудовую жизнь. Да этои неудивительно: ведь все мы впервые строили своими руками свой калмыцкий хурул! Это великое счастье для каждого строителя. С возведением храма не сравнится строительство никакого другого объекта – будь то мощное промышленное здание или ультрасовременное жилье. Потому, как мне кажется, даже выражение глаз строителей хурула было какое-то особое, а ведья всехих знаюне один год. Они – настоящие профессионалы, мастера своего дела. И доказали это еще раз на строительстве здания хурула».
Хурульный комплекс Сякюсн-Сюме построен по проекту архитектора Владимира Гиляндикова, заслуженного деятеля искусств РК, заслуженного работника народного хозяйства РК. В апреле текущего года в библиотеке Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» состоялась встреча с ним,на которой он по нашей просьбе рассказал, как работал над этим проектом, как шло строительство, на котором трудилось более 150 человек.
Гиляндиков как автор генерального плана хурульного комплекса приступил к проектированию непосредственно храма Сякюсн-Сюме летом 1994 года. «При проектировании Сякюсн-Сюме большую трудность для меня как архитектора представляло то обстоятельство, что у насв Калмыкиидо настоящего времени не было абсолютно никакого опыта строительства и проектирования подобных культовых сооружений,— сказал на встрече Владимир Бадмаевич. – Те хурулы, которые, к великому сожалению, были разрушены в известный исторический период, проектировались европейскими архитекторами, и в них, судя по старым фотографиям, сильно чувствовалось влияние Запада. Специальную литературу по строительству буддийских храмов тогда найти было очень сложно, поэтому во многом пришлось полагаться на интуицию.К тому же сказывался дефицит времени».
Первый колышек на объекте был забит в июне1994 года.С целью экономии времени строительные работы велись параллельно с проектированием, поэтому Владимиру Гиляндикову пришлось делать поэтапное проектирование. Сначала была сделана работа по подземной части, что дало возможность строителям в конце августа приступить к бетонным работам, возведению фундамента. Это очень трудоемкая работа. Оригинальность проекта хурула состоит в том, что здесь роль фундамента выполняет каркас, состоящий из двух монолитных железобетонных плит, соединенных между собой монолитными железобетонными колоннами. На этот каркас-фундамент были потрачены 41 тонна арматуры и 364 кубометров бетона. Пока строители делали фундамент, архитектор Гиляндиков подготовил проект самого здания Сякюсн-Сюме, представляющего собой двухэтажное строение с надстройкойв виде двухъярусной пагоды с северной стороны.
По словам Владимира Бадмаевича, Сякюсн-Сюме проектировался по типу тибетских буддийских храмов. Размеры хурула таковы: 24 мв длину,19 мв ширинуи около20 мв высоту. Нижняя часть Сякюсн-Сюме выполнена в стиле, типичном для тибетских монастырей, а верхняя часть решена в традиционном стиле восточной пагоды. Здание хурула снаружи украшено изделиями из медии художественной росписью со строгим соблюдением буддийских канонов.
Статую Будду для этого храма создал известный скульптор Владимир Васькин. Она достигаетв высоту 3,5 метров, покрыта сусальным золотом. Будда сидит в позе «падмасаны» и держитв левой руке чашу – патру, правая рука опущена в традиционном жесте.
Первую роспись стен хурула в соответствиис традиционными буддийскими канонами храмовой живописи делали художники А. Поваев,Г. Нурова,О. Глушкова,Е. Манжеева,а резьбу по дереву и культовую символику выполнили Н. Галушкин и В. Куберлинов.
Фронтон фасадной части храма украшен скульптурой Дхармачакры – Колеса Учения. По бокам две лани, слушательницы первой проповеди Будды. Композицию выполнил скульптор П. Усунцынов.
Торжественное открытие хурульного комплекса Сякюсн-Сюме, состоявшееся 5 октября1996 года, вылилось в поистине всенародный праздник. Об этом дне мечтали все калмыки, особенно пожилые люди, помнящие гонения на религию, прошедшие сибирскую ссылку.
Зинаида Антонова, в то время член общественного штаба по сбору средств для строительства хурула, впоследствии вспоминала об этом празднике: «День открытия хурула навсегда врезался в мою память. Последовательность событий помню отчетливо. Незадолго до часа открытия хурула привезли большую статую Будды. Грузовую машину из-за большого скопления людей не было видно, поэтому взоры верующих устремлялись на статую как на ориентир. Создавалось такое впечатление, будто статуя Будды плыла над головами людей и сама вошла в храм…».
Журналистка Тамара Настаева об этом писала так: «Все, кто присутствовал на открытии хурула, не смогут забыть явление, которое было похоже на чудо. Огромную статую Будды несли в храмна руках,а впечатление было такое, будто великий Будда плыл над морем людских голов. Погода была пасмурной, ведь стоял октябрь. И вдругна небе словно окошко открылось, сквозь которое хлынули яркие ласковые солнечные лучи. Они осветили статую Будды, храм, людей. И всех, кто пришел на это торжество, охватил трепет.
— Это знак,— зашептали верующие,— небо благословляет нас и шлет предзнаменование, что у народа Калмыкии наступает чистая, светлая полоса».
Прошло 20 летс того дня, и мы можемс уверенностью сказать, что это действительно был светлый период для возрождения и распространения буддизма в степной республике, духовного обновления нации.
В 2006 годув дни празднования 10-летия центрального хурула Сякюсн-СюмеШаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче сказал на пресс-конференции: «Для священнослужителей и верующих, всех жителей республики это повод вспомнить важное событие, случившиеся десять лет назад, посмотреть, что сделано за прошедшие годы, и обратиться взором в будущее.Путь этотне был легким, но достигнутые результаты говорят о том, что мы не зря преодолевали препятствия. Сегодня я с радостью отмечаю, что в республике построено большое количество хурулов, работают десятки буддийских центров, растет и крепнет монашеская община. Все это стало возможным благодаря усилиям всего калмыцкого народа, благословению Его Святейшества Далай-ламы. Безусловно, многое еще предстоит сделать, но мы на правильном пути, и это придает нам уверенности». Думается, под этими словами верховный лама Калмыкии может подписаться и сейчас. Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»